Известные витражисты XIX-XX веков и их вклад в искусство
Рубеж XIX-XX веков известен как период становления жанра авторского витража. Стекло перестали использовать только в практических утилитарных целях. Оно стало настоящим направлением творчества при строительстве архитектурных сооружений, а в некоторых случаях и просто самостоятельным произведением искусства – зачастую так позиционировались витражи в Европе. Апогеем данного явления стала вторая половина XX века, именно тогда благодаря открытым технологическим процессам стало возможным свободно менять форму стекла и воплощать в жизнь любые авторские идеи.
Искусство витража в XX веке отличается появлением автора и творца, профессионала и художника. Это время известно как эпоха индивидуальностей, и их имена прочно вписаны в историю открытий, как художественных, так и технологических, которые неразрывно связаны друг с другом.
Стекло стало материалом для свободного выражения новых идей, к этому привели новые авторские техники и идеи. Одними из первых людей, кто смог оценить возможности стекла как художественного материала, были американский ювелир и художник Л.К.Тиффани и французские художники Арш-Руссо, Э. Галле, Р. Лалик, Анри Кро и братья Даум. Именно эти известные витражисты ввели в обиход такие понятия как «стекло Тиффани, Галле, Лалика», которые являются ничем иным как видами витражных техник.
Известные витражисты в стиле модерн
Луис Комфорт Тиффани
Луис Комфорт Тиффани (годы жизни 1848-1933) – американский художник и витражист, ювелир и мастер по изготовлению работ из стекла. Он изобрёл технику изготовления витражей, основанную на соединении элементов из разноцветного стекла с помощью сплавления оловом. Данная техника известна под названием «копирфойл» и используется до сих пор при изготовлении витражей.
Анри Кро (годы жизни 1840-1907) – художник и скульптор, который практически заново открыл позабытую технику спекания стекла. Также именно он изобрёл способ формования стекла с помощью плавления массы в специальных матрицах, повторяя древнеегипетскую технологию.
Габриэль Арш-Руссо (годы жизни 1885-1953) предпочитал изготавливать действительно эксклюзивные витражи, а не массовые изделия. При этом он пользовался техникой patte de verre, основой которой является спекание мелко перемолотого стекла в специальных формах.
Братья Даум первоначально при создании витражей увлеклись стилем модерн, но после окончания Первой Мировой войны стали изготавливать чаши и вазы со строгими геометрическими линиями, ведь тогда в моду вошёл стиль ар-деко. Очень часто полосы на изделиях представляли собой сочетание протравленных и отполированных участков стекла. В этот же период братья Даум изготавливали изделия из свинцового хрусталя, высокого качества и необычно популярные до 70-х годов XX-го века. Также в 1965 году ими стала использоваться технология patte de verre – спекание стекла.
Эмиль Галле (годы жизни 1846-1904) – это французский дизайнер, известный как реформатор понятия художественного стекла и яркий представитель художников, работающих в стиле модерн. Он часто использовал подкраску стекла оксидами кобальта. Они придают стеклу оттенок сапфира. Эту технологию называют «лунный свет». Также он изготавливал изделия из многослойного стекла и изобрёл технику «стеклянные маркетри». Она заключается во введении пузырьков воздуха и фольги в горячую массу стекла, а также формировании специальных трещинок-кракелюр.
Рене Лалик (годы жизни 1860-1945) – известный французский ювелир и мастер стекла, который в основном работал в стиле ар-нуво. Его изобретением стал метод литья ваз и скульптур из стекла под давлением, который он использовал во многих своих работах, характерной чертой которых также является цветная эмаль, то есть патина, нанесённая на цветное стекло.
20-е годы XX века стали временем, поменявшим понятие дизайна. Отныне он стал сочетанием искусства и промышленных технологий. Витраж, значимый в эпоху модерна, утрачивает свою роль, более популярным становятся изделия в стиле ар-деко. Новые мастера сменяют старых, которые остаются без работы. Практически также развивалась и история витража в России.
Витражи Фрэнка Ллойда Райта
Одним из известнейших в США мастеров, поддерживающих единство архитектуры и декора, стал архитектор и дизайнер Фрэнк Ллойд Райт. Интерьер домов, спроектированных им, выдержан в стиле минимализма. Он почти бесцветен и содержит в себе только прямые линии. Принцип Райта заключается в том, что ничто не должно мешать осматривать вид из окна, но в то же время широкие оконные пространства не должны быть пусты. Поэтому витраж необходим, но его узор должен быть нейтрален, чтобы образы на нём не смешивались с тем, что находится за окном. Этим и отличаются витражи Фрэнка Ллойда Райта.
Витражи Марка Шагала
Витражному искусству отдавали предпочтение и многие деятели различных искусств XX века. В их число входит Марк Шагал – гениальный художник, имевший особое видение мира и переносивший всю радость жизни в написанные им картины. Он начал заниматься техникой витража в позднем возрасте, в 70 лет получив свой первый заказ. Он очень полюбил это искусство и быстро освоил технологию изготовления. Первой его работой стал витраж Кафедрального собора в Меце. Для облегчения и ускорения работы к изготовлению витражей был привлечён Шарль Марк, возглавляющий студию витражей в Реймсе. Но витражи обязательно изготавливались по рисункам Шагала, и он сам наносил на стеклянное панно заключительные штрихи перед последним обжигом. В число самых известных витражей Марка Шагала входят окна Храма всех Святых в Тудли, Англии, панель памяти Дага Хаммаршельда, находящаяся в здании ООН в Нью-Йорке и витражи двенадцати колен Израилевых в Хадасе.
Витражи Альфонса Мухи
Известным художником и изготовителем витражей в стиле модерн был и чешский деятель Альфонс Муха. Даже сейчас на улицах Праги можно найти панно и рисунки этого талантливого дизайнера, узнаваемые по стилю, который не утратил своей прелести до сих пор. Для собора Св. Вита он изготовил ряд панно – вокруг центрального «Прославление святых Кирилла и Мефодия» расположены ещё 36, изображающих отдельные моменты жизни этих миссионеров. Эта работа стала одним из самых известных витражей Альфонса Мухи.
Витражи Гауди
Альфонс Муха также проявил своё мастерство как художник и витражист при оформлении ювелирного торгового дома Фуке.
Использовал витражи при создании необычных конструкций зданий и известный испанский архитектор Антонио Гауди. Он не любил прямые углы и ровные линии, и использовал в своём творчестве криволинейные формы, сочетая их с большим разнообразием цветов и представителей живой природы. В зданиях по его проектам создавалось ощущение большого пространства, необычной игры света и интересных форм, которые воплощались в жизнь благодаря использованию витражей Гауди.
Современные витражисты с успехом продолжают традиции известных мастеров, привнося новые разработки в существующие технологии. Взаимная интеграция процессов, контролируемых компьютером, и ручного труда – символ эпохи нашего времени. Это позволяет обеспечивать высокое качество исполнения каждого этапа и сохранять безграничность творческой мысли. Мастера нашей студии используют богатое наследие известных витражистов, совершенствуя свой опыт и профессиональные знания.