Известные витражисты

Известные витражисты были своего рода ярчайшими адептами витражного искусства. Они создавали не просто витражи разных типов применения, но шедевры, переворачивавшие представление о роли декора в культурной жизни социума. Витражное искусство ХХ века дало множество имен, которые навеки вошли в исторический фонд великих мастеров.

Известные витражисты XIX-XX веков и их вклад в искусство

Рубеж XIX-XX веков известен как период становления жанра авторского витража. Стекло перестали использовать только в практических утилитарных целях. Оно стало настоящим направлением творчества при строительстве архитектурных сооружений, а в некоторых случаях и просто самостоятельным произведением искусства – зачастую так позиционировались витражи в Европе. Апогеем данного явления стала вторая половина XX века, именно тогда благодаря открытым технологическим процессам стало возможным свободно менять форму стекла и воплощать в жизнь любые авторские идеи.

Искусство витража в XX веке отличается появлением автора и творца, профессионала и художника. Это время известно как эпоха индивидуальностей, и их имена прочно вписаны в историю открытий, как художественных, так и технологических, которые неразрывно связаны друг с другом.

Стекло стало материалом для свободного выражения новых идей, к этому привели новые авторские техники и идеи. Одними из первых людей, кто смог оценить возможности стекла как художественного материала, были американский ювелир и художник Л.К.Тиффани и французские художники Арш-Руссо, Э. Галле, Р. Лалик, Анри Кро и братья Даум. Именно эти известные витражисты ввели в обиход такие понятия как «стекло Тиффани, Галле, Лалика», которые являются ничем иным как видами витражных техник.

Известные витражисты в стиле модерн

Луис Комфорт Тиффани 
Луис Комфорт Тиффани

Луис Комфорт Тиффани (годы жизни 1848-1933) – американский художник и витражист, ювелир и мастер по изготовлению работ из стекла. Он изобрёл технику изготовления витражей, основанную на соединении элементов из разноцветного стекла с помощью сплавления оловом. Данная техника известна под названием «копирфойл» и используется до сих пор при изготовлении витражей.

Анри Кро (годы жизни 1840-1907) – художник и скульптор, который практически заново открыл позабытую технику спекания стекла. Также именно он изобрёл способ формования стекла с помощью плавления массы в специальных матрицах, повторяя древнеегипетскую технологию.

Габриэль Арш-Руссо (годы жизни 1885-1953) предпочитал изготавливать действительно эксклюзивные витражи, а не массовые изделия. При этом он пользовался техникой patte de verre, основой которой является спекание мелко перемолотого стекла в специальных формах.

Братья Даум первоначально при создании витражей увлеклись стилем модерн, но после окончания Первой Мировой войны стали изготавливать чаши и вазы со строгими геометрическими линиями, ведь тогда в моду вошёл стиль ар-деко. Очень часто полосы на изделиях представляли собой сочетание протравленных и отполированных участков стекла. В этот же период братья Даум изготавливали изделия из свинцового хрусталя, высокого качества и необычно популярные до 70-х годов XX-го века. Также в 1965 году ими стала использоваться технология patte de verre – спекание стекла.

Эмиль Галле (годы жизни 1846-1904) – это французский дизайнер, известный как реформатор понятия художественного стекла и яркий представитель художников, работающих в стиле модерн. Он часто использовал подкраску стекла оксидами кобальта. Они придают стеклу оттенок сапфира. Эту технологию называют «лунный свет». Также он изготавливал изделия из многослойного стекла и изобрёл технику «стеклянные маркетри». Она заключается во введении пузырьков воздуха и фольги в горячую массу стекла, а также формировании специальных трещинок-кракелюр.

Рене Лалик (годы жизни 1860-1945) – известный французский ювелир и мастер стекла, который в основном работал в стиле ар-нуво. Его изобретением стал метод литья ваз и скульптур из стекла под давлением, который он использовал во многих своих работах, характерной чертой которых также является цветная эмаль, то есть патина, нанесённая на цветное стекло.

Эпоха стиля ар-деко

20-е годы XX века стали временем, поменявшим понятие дизайна. Отныне он стал сочетанием искусства и промышленных технологий. Витраж, значимый в эпоху модерна, утрачивает свою роль, более популярным становятся изделия в стиле ар-деко. Новые мастера сменяют старых, которые остаются без работы. Практически также развивалась и история витража в России.

Витражи Фрэнка Ллойда Райта 
Витражи Фрэнка Ллойда Райта

Одним из известнейших в США мастеров, поддерживающих единство архитектуры и декора, стал архитектор и дизайнер Фрэнк Ллойд Райт. Интерьер домов, спроектированных им, выдержан в стиле минимализма. Он почти бесцветен и содержит в себе только прямые линии. Принцип Райта заключается в том, что ничто не должно мешать осматривать вид из окна, но в то же время широкие оконные пространства не должны быть пусты. Поэтому витраж необходим, но его узор должен быть нейтрален, чтобы образы на нём не смешивались с тем, что находится за окном. Этим и отличаются витражи Фрэнка Ллойда Райта.

Витражи Марка Шагала 
Витражи Марка Шагала

Витражному искусству отдавали предпочтение и многие деятели различных искусств XX века. В их число входит Марк Шагал – гениальный художник, имевший особое видение мира и переносивший всю радость жизни в написанные им картины. Он начал заниматься техникой витража в позднем возрасте, в 70 лет получив свой первый заказ. Он очень полюбил это искусство и быстро освоил технологию изготовления. Первой его работой стал витраж Кафедрального собора в Меце. Для облегчения и ускорения работы к изготовлению витражей был привлечён Шарль Марк, возглавляющий студию витражей в Реймсе. Но витражи обязательно изготавливались по рисункам Шагала, и он сам наносил на стеклянное панно заключительные штрихи перед последним обжигом. В число самых известных витражей Марка Шагала входят окна Храма всех Святых в Тудли, Англии, панель памяти Дага Хаммаршельда, находящаяся в здании ООН в Нью-Йорке и витражи двенадцати колен Израилевых в Хадасе.

витражи Альфонса Мухи 
Витражи Альфонса Мухи

Известным художником и изготовителем витражей в стиле модерн был и чешский деятель Альфонс Муха. Даже сейчас на улицах Праги можно найти панно и рисунки этого талантливого дизайнера, узнаваемые по стилю, который не утратил своей прелести до сих пор. Для собора Св. Вита он изготовил ряд панно – вокруг центрального «Прославление святых Кирилла и Мефодия» расположены ещё 36, изображающих отдельные моменты жизни этих миссионеров. Эта работа стала одним из самых известных витражей Альфонса Мухи.

витражи Гауди 
Витражи Гауди

Альфонс Муха также проявил своё мастерство как художник и витражист при оформлении ювелирного торгового дома Фуке.

Использовал витражи при создании необычных конструкций зданий и известный испанский архитектор Антонио Гауди. Он не любил прямые углы и ровные линии, и использовал в своём творчестве криволинейные формы, сочетая их с большим разнообразием цветов и представителей живой природы. В зданиях по его проектам создавалось ощущение большого пространства, необычной игры света и интересных форм, которые воплощались в жизнь благодаря использованию витражей Гауди.

Современные витражисты с успехом продолжают традиции известных мастеров, привнося новые разработки в существующие технологии. Взаимная интеграция процессов, контролируемых компьютером, и ручного труда – символ эпохи нашего времени. Это позволяет обеспечивать высокое качество исполнения каждого этапа и сохранять безграничность творческой мысли. Мастера нашей студии используют богатое наследие известных витражистов, совершенствуя свой опыт и профессиональные знания.