В 20-е годы XX века среди художественных гильдий и талантливых дизайнеров зародилось новое направление в искусстве. Оно было основано на простых и абстрактных формах, а также использовании механизации для создания искусных произведений. Одним из первых новое движение поддержал Френк Ллойд Райт — талантливый американский художник и архитектор того времени.
Свои первые шедевры Райт создавал, работая в Чикаго в компании Луиса Салливена. Он был архитектором самых различных проектов: от разработки небольших строений в стиле «прерий», до эксклюзивных особняков, например, «Водопад», который принадлежал Эдгару Кауфману. Отдельно стоит отметить его работу над зданием музея Гуггенхейма в Нью-Йорке: его архитектура по-настоящему уникальна. Все работы этого автора отличают неповторимая индивидуальность и пластичность образа.
Райт являлся основоположником органической архитектуры. По его мнению любое здание — единый организм, пространство которого свободно развивается и неразрывно связано с природой, которая его окружает. В то время архитектор не только создавал внешний облик здания, но и занимался обустройством интерьера и ландшафта, прилегающего к дому. Райт считал, что каждая деталь интерьера, неважно текстиль или мебель также важны, как и любой элемент здания, потому что это единое целое. Автор в каждый свой проект привносил какое-нибудь новшество.
По мнению Френка Ллойда Райта, чем проще выглядит архитектура здания, тем более эстетичный его внешний вид. Его современники придерживались мнения, что ему просто не хочется украшать свои проекты, но это не изменило взглядов Райта относительно необходимости простоты архитектурных решений.
Выдающийся витражист своего времени
Райт был не только талантливым архитектором, но и выдающимся витражистом. Он умело сочетал в своих проектах бетон и стекло. Именно стекло стало для него связью между пространством и архитектурой. С его помощью автор делал свои проекты более целостными. Витражи Френк Ллойд Райт использовал повсюду. Они украшали окна и двери зданий, использовались для создания изысканных люстр, плафонов и светильников. Витражное стекло отлично вписывалось в интерьер, сочеталось с мебелью и декором, гармонируя с общей архитектурной концепцией здания.
Райт использовал для создания своих шедевров несколько видов витражных техник. Начиная с 1898 года, он создавал витражи в свинцовых переплетах, но уже к 1912 году стал отдавать предпочтение белому оконному стеклу. Поскольку мастер был приверженцем механизации, он понимал, насколько важно ее использование в производстве недорогих, но качественных стекол. Некоторые ее элементы он широко использовал для создания своих изделий из витража.
Райт был истинным художником и архитектором. Стекло для него было особым материалом, с помощью которого он мог не только создавать пространственные рисунки и узоры, но и добивался неповторимых световых эффектов. Витражи Френка Ллойда Райта имели в основном абстрактные и растительные мотивы, достаточно простые для воспроизведения.
Архитектор постоянно открывал в своем деле что-то новое. Даже оконные переплеты в его исполнении являлись самостоятельными художественными элементами. Он ставил эксперименты с их шириной, пробовал различные материалы для покрытия. Благодаря использованию прозрачного оконного стекла и простоте витражного рисунка, художник добивался гармонии внутреннего пространства с живописными пейзажами ландшафта.
В эссе, которое Райт написал для журнала «Архитектурные записки», он пояснил, что изображение на стекле ни в коем случае не должно смешиваться с видом, открывающимся из окна. Узор должен быть нейтральным и создавать гармонию между интерьером и внешним пространством.
Признанный гений художественного искусства
Основным творческим принципом Френка Ллойда Райта можно назвать лаконичность. Он оказал огромное влияние на работы художников и витражистов XX века. Многие витражи в Европе создавались именно по его примеру. Райт создавал не только светящиеся окна, панели и потолочные конструкции, но и трехмерные изделия из стекла — столовые группы, лампы, светильники.
Его витражные концепции преподавались в лучших школах искусств Германии, а в Дании они получили продолжение в работах великих мастеров Тео Ван-Дусбурга и Пита Мондриана, которые основали собственную авангардную группу «Де Стиль». Френк Ллойд Райт еще при жизни был признан гением. Он вдохновлял своим творчеством целые поколения художников, оказал огромное влияние на историю витража в России, постоянно привносил в архитектуру новшества и вводил их в моду.
Несмотря на то, что работы Райта принадлежат к западной культуре, автор постоянно шел вразрез с европейскими традициями. Он перевел американское искусство на новый этап, который был неразрывно связан с территорией и условиями жизни людей. Райт никогда не отказывался от индивидуальности в угоду новым архитектурным течениям и не шел на поводу у авангардных тенденций. Френк Ллойд Райт — не следовал моде, поскольку создавал ее в своих творениях.