Антонио Гауди — величайший архитектор, признанный во всем мире. Он родился в 1852 году недалеко от Барселоны в маленьком городке Реус. В 1876 году Гауди поступил учиться в архитектурную школу, где изучал труды Паула Мила-и-Фонтане-иса и Лоренс-и-Барбы. Их философские взгляды и романтизм оказали на юного гения огромное влияние и сформировали у него оригинальное виденье архитектурной эстетики.
Свои величайшие произведения Гауди создавал, основываясь на особенностях каталонской культуры и национальных элементах готического искусства. Он сумел объединить испанские традиции и новый тогда еще в Европе стиль модерн в единое целое. Антонио Гауди всегда искал новые формы, необычные декоративные решения, а также оригинальные цветовые сочетания, но при этом все его работы неразрывно связаны с культурными традициями Каталонии.
Еще в период учебы Гауди не признавал геометрию, четкость линий и угловатые формы. Ему не нравились стандартные правильные предметы. Он отдавал предпочтение кривым и извилистым линиям, с помощью которых можно было передать красоту и разнообразие. Примечательно, что его неповторимый стиль начал формироваться еще на студенческой скамье. Когда Антонио Гауди в 1878 году сдавал выпускные экзамены в университете Барселоны, про него сказали: «Он либо гений, либо сумасшедший...»
Первые работы Антонио Гауди
Сразу после окончания учебы величайший архитектор создал целый ряд архитектурных шедевров, которые еще тогда определили современный облик Барселоны. У Гауди появились хорошие связи в архитектурных кругах, что обеспечило ему участие в нескольких проектах. Финансировались работы архитектора испанским промышленником Аузеби Гуэлем, именем которого был назван целый парк.
Еще одним из величайших проектов Гауди является дом Бальо, который был построен в 1905-1097 годах. В нем в полной мере проявилась тяга автора к природным мотивам и криволинейным формам. Переливчатые мозаичные витражи Гауди олицетворяют стихию воды, а крыша, выложенная черепицей, очень похожа на чешую рыбы.
Дом Мила
В Барселоне — это творение архитектора называют каменной пещерой. Он был построен за два года, в период с 1905 по 1907гг. В этом доме царит атмосфера сюрреализма: криволинейные формы, оригинальные трубы-колокола, волнистый фасад и зеркальный вход, для создания которого использовалось несколько видов витражных техник. Сам Гауди отметил, что очертания труд дома визуально напоминают горы, окружающие Барселону. Полюбоваться ими можно только поднявшись на крышу здания.
Крипта храма в парке Гуэль
Еще одна непревзойденная работа Антонио Гауди — это подземное помещение недостроенной церкви в парке Гуэль. Задумывая этот шедевр, автор хотел добиться единения крипты с окружающими лесными массивами. Архитектор использовал для его создания такие материалы, как дерево, смальту, пережженный кирпич, базальтовые глыбы.
Расположенные по кругу арки и опоры вызывают ассоциации со стволами деревьев, а различные виды кладки кирпича — с природной пещерой. Часовня спроектирована так, что она создается впечатление, словно она выходит из холма. В помещении царит полумрак и только в погожий день, в свете ярких солнечных лучей можно увидеть все великолепие 22 стеклянных витражей Гауди, которых отличают богатство красок и плавность форм. Они напоминают легкие крылья бабочки, нежные лепестки цветов и капли прозрачной воды. Окна защищены тонкими решетками, изготовленными из использованных текстильных игл. Двенадцать Андреевских крестов олицетворяют различные этапы жизни Иисуса Христа. Каждый из них определенного цвета и это тоже задумка великого Гауди. Зеленый цвет — означает жизнь, багровый — мучения, черный — трагедию. Последнее распятие имеет голубой оттенок — символ неба.
Саграда Фамилия — Храм Святого Семейства
Церковь Святого Семейства является одним из величайших архитектурных творений всех времен и народов. Его строительство началось в 1882 году и продолжается по сей день. Но только благодаря Гауди мы сегодня можем лицезреть необычные формы и рельефы строения, украшенные одними из лучших витражей в Европе – фресками, изображающие библейские мотивы. Архитектор спроектировал этот храм как символ Христианской веры и единения с Богом. Каждый элемент церкви несет в себе значение определенного церковного обряда или Евангельского текста. Монументальные башни устремлены в небо и олицетворяют апостолов.
Каждая деталь интерьера подчинена законам геометрии. Но и здесь архитектор сумел обойтись без скучных прямых линий. Окна имеют эллиптические и круглые формы, а подняться на вершину башни можно по геликоидальным лестницам. Гиперболические своды храма поражают своей оригинальностью, а невероятной красоты звезды украшают пересечения линейчатых поверхностей.
Особого внимания заслуживает витраж «роза», который был создан из элементов эллиптической флоры. Без этого великого архитектора вся последующая история витража в России и в мире могла бы быть неполной. Именно Гауди внес в это искусство элемент оригинальности и изысканности.
Гауди — признанный гений
При создании архитектурных творений почти каждый зодчий обращается к природным мотивам. Но в большинстве случаев плавные линии преобразуются мастером в правильные геометрические формы. Гауди, создавая Храм Святого Семейства, позаимствовал у природы геометрический принцип построения, но дополнил его неповторимыми плавными формами параболоидов, оригинальными фигурами растений и животных и полностью перевернул представление об архитектуре.
Гауди можно назвать новатором не только испанского зодчества, но и всей мировой архитектуры. Он сделал огромный шаг вперед и предложил решения, которые востребованы по сей день. В каждой его работе чувствуется умелый художник, скульптор, строитель и архитектор. Гауди по праву является величайшим конструктором XX века.