Этот художник любим и почитаем во всем мире. В России Шагала считают русским, в Израиле — израильским, в Белоруссии — белорусским, во Франции — французским, а в Америке — американским гением. С самого детства Марк Шагал был увлечен рисованием и мечтал стать художником. Однажды он даже сказал матери, что обязательно им станет, впрочем, так и произошло. И это не случайность: он видел мир абсолютно уникально и передавал это в своих работах. Он делился с человечеством частью своего сознания, создавая свои шедевры.
Сам художник сказал, что прожил жизнь в предвкушении чуда. Он всегда был преисполнен душевной радостью и с помощью творчества делился своим счастьем с другими. Все работы Шагала отличаются легкостью и фантазией. Большинство из них отражают основные этапы развития человечества: любовь, рождение, жизнь и смерть. Этот художник был силен не только в живописи и графике. Он создавал настоящие шедевры, занимаясь скульптурой, мозаикой, керамикой и витражным искусством. Витражи Марка Шагала отличает невероятная легкость. В их живописных сюжетах он добивается эффекта изменчивости и зыбкости мира с помощью игры красок и света.
Его витражные изделия всегда смотрелись по-разному. При изменении интенсивности и угла падения солнечных лучей определенные детали то подчеркивались, то скрывались, менялась фактура и глубина цветов. Это позволяло каждые полчаса видеть сюжет по-новому. За свою жизнь художник не раз обращался к различным видам витражных техник. Свой первый заказ на витраж он получил будучи в преклонном возрасте – около 70 лет, но достаточно быстро освоил этот вид искусства, которое ему очень полюбилось. В 1957 году он делает витраж для кафедрального собора Мецы. Он создавал его вместе с художественным руководителем витражной студии в Реймсе Шарлем Марком. Художник создавал рисунки, а Марк изготавливал по ним неповторимые витражи. Перед последним обжигом стекла Шагал всегда наносил на его поверхность завершающие штрихи.
В 1968 году Марк Шагал создал эскизы пяти витражей для собора в Сен-Поль-де-Вансе. Эти композиции были преисполнены душевной чистотой и гармонией, поэтому и были одобрены сразу, причем заказ был оплачен неизвестными супругами из Цюриха. В жизнь витражи Марка Шагала были воплощены стараниями специалистов мастерской Жака Симоса, которая находилась в Реймсе. Эта студия была знаменита своими традициями и сотрудничала со многими талантливыми художниками. Практически все витражи Шагала были изготовлены именно здесь, под неусыпным контролем Шарля Марка.
Художник принимал непосредственное участие в изготовлении витражей. Он самостоятельно расписывал стекло, подготавливал поверхность для того, чтобы свет проникал как можно тоньше. Он пытался найти соответствие между светопроницаемостью стекла и собственной духовной картиной мира. Данная работа по созданию витражей для собора представляла собой 50 м? витражного панно и требовала огромной кропотливости, что отнимало много сил. Но на этом работы Шагала с витражным стеклом не закончились.
Во Франции проводилось несколько выставок витражей созданных Марком Шагалом. Он был удостоен ордена «Почетного Легиона», а также множеством почетных премий и наград. В Лувре был даже создан павильон, в котором можно было полюбоваться витражным творчеством гения. В 1973 году, в 86 день рождения Шагала в Ницце был открыт «Национальный музей Библейского послания Марка Шагала». История витража в России также не может быть полной без упоминания имени этого величайшего художника.
Марк Шагал создавал неповторимые витражи в Европе, но наиболее полно его талант символически передавать сюжеты из Библии раскрылся при изготовлении витражей для Иерусалимской больницы Хадаса. Они назывались «12 колен Израилевых». Синагога была открыта 6 февраля 1962 года, и именно витражи, посвященные 12 апостолам, стали ее главным украшением здания. Для каждого витража был подобран определенный цвет, который соответствовал одной из библейских цитат.
Шагал был немного разочарован, узнав, что в здании используется искусственное освещение, так как создавал витражи больницы в расчете на естественный свет, потому что это давало возможность добиться большего количества цветовых эффектов.
Для создания витражных панно в синагоге Шагал пользовался принципом кубизма, создавая заостренные и угловатые рисунки, которые наиболее подходят для техники витража. Для того чтобы добиться эффекта глубины и значимости изображения Шагал не закрашивал стекла целиком, играя с прозрачностью красок. В его работе формы и изображения дробятся, проникают друг в друга и множатся, делая рисунок единым целым.
Талант витражиста Шагала признан во всем мире: его работы радуют своей неповторимой красотой. Полюбоваться витражами Шагала можно и в Реймском соборе Святого Этьена, расположенном во французском Меце, и в США, в церкви родового имения Рокфеллеров, и в Швейцарском Цюрихе — в женской обители Фраумюнстер.