Особенности развития витражного искусства в России
Вплоть до начала XIX века понятие «витражное искусство» в России отсутствовало вовсе. Все витражи, которые на тот момент находились в нашей стране, были привезены из-за рубежа, куплены там за баснословные деньги. Соответственно, их было очень мало. В интерьере храмов и церквей того периода витражи практически не использовались. Этому не способствовала ни архитектура православного храма, ни традиции, которые не предполагали написания икон на таком хрупком и недолговечном материале, как стекло.
Искусство и технологию производства витража привнесли в нашу страну европейские мастера. Это было обусловлено тем, что в ту пору в Европе преобладало увлечение неоготическим стилем в архитектуре, который подразумевал использование в интерьере витражных вставок и окон.
К концу XIX века витраж получил широкое распространение в России и стал очень популярен. Но первая мировая война, а затем и последовавшая за ней революция практически уничтожили те немногие традиции витражного производства, которые к этому моменту успели сложиться в стране. После революции витраж долгое время воспринимался как пережиток прошлого, как «буржуазное» наследие. Только в 50-е годы XX века пренебрежительное отношение к искусству создания произведений из кусочков цветного стекла изменилось.
Рис. 1. До XIX века витражи присутствовали преимущественно только в соборах, храмах и церквях
История витража
Историю витража в России нельзя назвать простой. Это был сложный и уникальный исторический путь, растянувшийся на долгие 200 лет с момента зарождения в нашей стране такого хрупкого и неоднозначного искусства. Начало российскому «стеклянному» производству было положено еще в XVII веке. Но развития в этот период оно не получило из-за своей нерентабельности. В результате на протяжении многих лет оконное стекло продолжало оставаться привозным товаром. А цветное стекло было вообще большой редкостью.
Лишь в первой половине XIX века это искусство стало постепенно проникать в Россию. Связано это было в первую очередь с проявлением в Европе всеобщего повального интереса к готическому направлению в архитектуре. Этот стиль подразумевал обязательное использование витражного окна. В результате чего витражное искусство в Европе активно развивалось.
В России тоже начинали появляться неоготические постройки. Российская аристократия, путешествуя по соседним странам, впитывала новые культурные веяния и стремилась реализовать их на родине. Витраж появился уже не только в Императорском дворце. Он проникает в интерьеры дворянских особняков и поместий. Становится предметом роскоши и очень ценится.
Общие тенденции, царившие в стране, постепенно влияют и на храмовую архитектуру. Элементы витража начинают использоваться для оформления окон и люкарен в церквях и часовнях. Венцом этих преобразований стало одобрение Священным Синодом большой иконы с изображением Христова вознесения в окне Исаакиевского Собора. Она была создана в витражной технике по проекту архитектора храма Огюста Монферрана в период с 1843 по 1847 год. В дальнейшем это произведение выступило образцом иконографии для остальных церквей России.
Рис. 2. Витражная икона с изображением Христова вознесения в окне Исаакиевского Собора
В России в это время еще нет подходящих материалов и технологий, особенно плохо обстоит дело с пигментами для окраски стекла, а также с красками, применяющимися для росписи стеклянных поверхностей. Промышленное оборудование тоже закупалось в Европе. Поэтому многие российские авторы открывали витражные мастерские за рубежом, где изготавливали свои произведения для российских заказчиков. Известный мастер В.Д. Сверчков, например, создавал свои витражи в Мюнхене, где имелась для этого вся необходимая база. Некоторые историки считают, что именно это событие, произошедшее в 1860-м году, следует считать стартовой точкой истории витража в России.
Первые эксперименты по росписи стекла производились на Императорском стеклянном заводе. То были не настоящие свинцово-паечные витражи, а композиции, созданные силикатными красками на крупном куске стекла и копирующие известные картины, написанные маслом. К подобным работам относится стекло «Ангел молитвы» - копия картины Тимофея Неффа, или воспроизведение на стекле картины Фра-Бартоломео.
Производить «транспарентные картины» (именно так они назывались в то время) в промышленном масштабе не удавалось вплоть до конца XIX века, когда серьезное усовершенствование технологии позволило, наконец, сделать производство витражного стекла рентабельным и в нашей стране.
Уже к концу 1890-х годов только в Петербурге существовало более двадцати мастерских по изготовлению художественного стекла. Появились классы для обучения живописи по стеклу (в 1899 году) в Центральном училище технического образования, основанном бароном Штиглицом.
Спустя некоторое время наметился некоторый спад в производстве витражей. Основной причиной этого стало постепенное угасание интереса к стилю модерн, в основе которого лежит растительный орнамент. А первая мировая война довершила эту тенденцию, и традиции витражного производства в России прервались. Ажурное стеклянное искусство вновь было забыто на долгие десятилетия.
В 50-е годы XX века начался новый период в истории витража.
В СССР витражное производство стало создаваться заново, без опоры на традиции и знания прошлых лет. Облик витражей советской эпохи не имел ничего общего с «прежними». Это идеологизированное монументальное искусство оставило много интересных памятников по всему бывшему Советскому Союзу.
Самые известные витражи России
К сожалению, многие великие произведения этого хрупкого ажурного искусства не пережили войн и революции, сотрясающих каждая в свое время наше государство. Но те немногие образцы витражного зодчества, которые дошли до нас, периодически восстанавливаются и реставрируются. Самые известные из них находятся в Петербурге.
Одной из самых первых построек неоготического стиля в России стала церковь Святого Александра Невского, построенная в 1833 году в Петергофе. Ее окна украшали витражи.
Приблизительно в то же время появилась часовня в Царском селе. Витражи, привезенные Петром I в подарок князю Нарышкину, ныне находятся в Филях, в храме Покрова Пресвятой Богородицы.
Рис. 3. Церковь Святого Александра Невского
Еще одно здание, интересное своими витражами, располагается также в Петербурге, в переулке Гривцова, 10А. Это – Российское Географическое Общество. За 100 лет витражи здесь сменились трижды, отражая три этапа в истории российского витражного искусства. О шедевре, созданном специально для Исаакиевского Собора, мы уже упомянули. Это витраж размером 9 на 3 метра, изображающий сцену из Библии – «Вознесение Христа». При его создании, кроме росписи, применялась механическая шлифовка. С ее помощью, истончая стекло, создавали базовый цвет фона (осветляли).
Применение витражей в России на современном этапе
Современное витражное искусство в России опирается на основы, образы и техники, которые были созданы в предшествующие эпохи. До сих пор очень популярны (и вряд ли когда-нибудь выйдут из моды) витражи в стиле модерн, в классическом и готическом стилях. Востребованы также художественные витражные изделия в античном, египетском стилях, витражи-абстракции.
Назначение витражей весьма разнообразно. Они применяются для создания настроения в помещении, для смягчения света, а также часто - как элемент декора. Но если ранее они встречались в основном в храмах и богатых домах знатных особ, то теперь вполне доступны любому человеку среднего достатка, который хочет иметь уникальный и яркий интерьер. В наше время довольно часто витраж стал применяться также в общественных и деловых интерьерах.