Итальянские витражи

Итальянские витражи завоевали свою популярность немного позже, чем во Франции, Англии и Германии. Но витражи Италии создавался художниками, а не стеклоделами, как это было в Северной Европе. Ярчайший пример Итальянской школы витража хранится в базилике города Ассиза.

История итальянского витража

Итальянский витраж в Сиенсом соборе  
  Рис. 1. Итальянский витраж в Сиенсом соборе

Такие известные мастера, как Дуччо ди Буонинсенья, Антонио да Пиза, Симоне Мартини, в своих передавали объем и перспективу в схемах чертежей витражей 12 в. Италия по праву заняла определенное звено в развитии витражного искусства. Примером может служить роза Сиенского собора, созданная в 1289 г. Дуччо ди Буонинсенья.

В 1300 г. Антонио да Пиза издал трактат «Записки по искусству изготовления окон из стекла», ставший практическим пособием для витражистов того времени. В нем мастер пишет о выборе стекол для витражей, дает полезные советы по разрезке стекол по желаемому контуру и соединению деталей с помощью свинцового профиля.

В трактате также описаны разные техники реставрации старинных витражей, способные вернуть старинным произведениям искусства их первоначальное великолепие. Антонио да Пиза в своей работе раскрыл секреты изготовления самых сложных витражных панно и рассказал о природных красителях, добавляемых в расплавленное стекло для получения определенных цветов. Подробнее о старинных витражах - на тематической странице.

После 1300 года Италия стала источников вдохновения для Северной Европы. Витражи в архитектуре Италии также подверглись трансформации. В Риме и Флоренции Джотто и его ученики совершили настоящую революцию в сфере объемных форм и композиции. Витражи в итальянском стиле создавали ощущение пространства. Художник Беллелло да Павиа из северной Италии создал фигуры пророков и другие образы для нового готического собора в Милане.

Итальянский витраж в Милане 
  Рис. 2. Итальянский витраж в Милане

Итальянские витражи в эпоху Ренессанса


К 1400 году Европа получила так называемое интеллектуальное возрождение. Многовековое противостояние светского и духовного завершилось в пользу первого. Традиционные технологии витражного мастерства были модернизированы.

Был открыт новый красящий препарат – серебряная протрава, что привело к перевороту в техническом и эстетическом развитии искусства витража. Появилась возможность наносить насыщенные тона прямо на стекло. Подробнее о витражном искусстве - на соответствующей странице.
 

Благодаря тонкому слою серебряного раствора, нанесенного на стеклянную поверхность, получалась целая гамма оттенков в желто-оранжевых тонах. Эти цвета позволяли с точностью воспроизводить золотые предметы, например, короны.


Кроме того, окрашенные серебряной протравой детали витража сильнее отражали свет – подобно тому, как тисненное сусальное золото на фонах панельных росписей тех времен. Серебряное травление стало важной технологией в развитии итальянских витражей в период поздней готики и Ренессанса.

Эти и другие подобные новинки в технологии витражного дела дали возможность художникам придать витражам более картинный вид за счет уменьшения количества свинцовых спаек между стеклянными элементами.
 

В Италии того времени витражи считались плохо сочетающимися с солнечным климатом и рациональностью мышления классических художников. Поэтому этот жанр искусства не был особенно распространен. Однако многие итальянские витражи входят в число самых оригинальных и великолепных окон того времени.

Особенности итальянских витражей

Часто при создании витражей замыслы художников, специализировавшихся на скульптуре или живописи, были более удачными, чем у тех, кто занимался исключительно витражами. Так, итальянскими скульпторами Донателло и Гиберти, а также живописцами Паоло Уччелло и Андреа дель Кастаньо Паоло в 1440-х годах создали великолепные эскизы для панорамных окон барабана купола Флорентийского собора. Такие витражи в итальянском стиле стали воплощением почти всех изобразительных принципов раннего итальянского Ренессанса. Названным художниками принадлежит авторство полномасштабных эскизов, но цветовые и контрастные акценты, скорее всего, создавались вместе со стеклоделами, которые составляли окна.

Одним из самых очаровательных новинок стали медальоны серебряного травления, не более 30 см в диаметре. Эти работы впервые были созданы в Англии, но очень скоро стали незаменимым атрибутом стекольного искусства Фландрии.

В первой половине XVI века средневековые витражи, узнать о которых больше можно, перейдя по ссылке, достигли своего расцвета. Было создано колоссальное количество высококачественного витражного стекла. На протяжении двух поколений художники использовали практически универсальным техническим языком – витражами. Плеяда бессмертных представителей итальянского Ренессанса, среди которых Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, навеки изменили концепцию визуального европейского искусства. Они удачно объединили божественное начало и человеческую духовность.