Романские витражи

Романские витражи в период XI-XII вв. претерпели большой скачок. Новые культурные и теологические обстоятельства дали возможность колоссальному расцвету архитектуры. Эволюция средневековых витражей лучше всего отразилась на соборах, которые в то время были основными центрами общественной жизни. В свою очередь, измененный традиционный облик священных храмов возвел витражное стекло в ранг выдающегося изобразительного средства. Чтобы узнать больше о средневековых витражах, перейдите по ссылке.

История романских витражей

Манера исполнения витражей романского периода стала иной. Общая композиция витражных картин - более статичной и симметричной, а с другой стороны, фигуры на стеклянных панно стали более живыми и подвижными. Типичным ансамблем романских витражей стали три окна, символизирующие Святую Троицу. Вокруг сцен и рисунков на этих окнах используются растительные украшения и орнамент.

Традиционная витражная техника окончательно оформилась в ХI веке, обогатившись важным новшеством – свинцовой арматурой. Такое скрепление элементов романского витража давало возможность использовать различные контуры и размеры рисунков. Впервые это новшество было использовано в 1071 г. в витражах монастыря Монтекассино.

 

Романский витраж в монастыре Монтекассино 
  Рис. 1. Романский витраж в монастыре Монтекассино
 

Витражи романского стиля обретают классическую форму – разноцветные стекла, скрепленные металлическим профилем. Такая техника изготовления романских витражных картин и композиций стала возможной благодаря технологии изготовления тонкого литого стекла и использованию профиля из свинца. Теперь производство стекла и витражное мастерство были разделены.

Германский монах Теофил в 1100 году в своем трактате об искусстве витража впервые описал подробности изготовления стеклянных картин. Согласно особенностям витражей в романском стиле, стекло изготавливалось из буковой золы и тщательно промытого песка. Для резки стекол тогда использовали железное лезвие, раскаленное докрасна. Основные цвета витражных элементов того времени – красный и синий. Эту окраску стеклам придавали с помощью кобальта и меди. Использовались также цвета: зеленый, пурпурный и желтый, полученные окраской медными окислами, марганцем, а также смесью марганца и железа соответственно. Чтобы узнать больше о витражном искусстве, перейдите по ссылке.

Витражи романского периода

Один из древнейших романских витражей - Голова Христа 
  Рис. 3. Один из древнейших романских витражей - “Голова Христа”
Рис.3. Знаменитый романский витраж Пророки Ветхого Завета 
  Рис. 2. Знаменитый романский витраж “Пророки Ветхого Завета”

 

Древнейшим из уцелевших романских витражей является голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе. Она нарисована на прозрачном бесцветном стекле. Линии этого образа выведены непрозрачной коричневой эмалью. Для прорисовки теневых участков использована та же эмаль, только менее концентрированная. Фрагмент старинного витража в настоящее время окружен более поздними цветными стеклянными картинами. Где первоначально находилась «голова Христа», не известно. Предполагают, что она могла быть фрагментом витража с изображением Христа на небесном троне.

 

Еще одна работа, уцелевшая во времени, это группа витражей Аугсбургского собора, изображающих пророков Ветхого Завета. Эти витражи романского стиля были созданы в конце XI–начале XII века. В хорошо сохранившихся фигурах ощущается характер иллюстраций к манускриптам. Предполагают, что они могли быть созданы в Тегернзее, недалеко от границы Швейцарии.

Романский витраж Распятие и Воскресение 
  Рис.5. Романский витраж “Распятие и Воскресение”
Романский витраж Вознесение Христа 
  Рис. 4. Романский витраж “Вознесение Христа”

Романские витражи находятся и во Франции, в соборе Ле Манс. Фигуры «Вознесения Христа» выглядят как живые, кажется даже, что они жестикулируют. Эта работа, созданная в 1130 году, создает резкий контраст с более статичной композицией «Аугсбурские пророки». Романский стиль витражей в соборах в течение одного поколения сумел выйти за рамки формализации, и разработал органический подход к изображению тела человека. Чтобы узнать больше о витражах в соборах, перейдите на тематическую страницу нашего сайта.

В церквях того времени, например, в соборах Шартр и Пуатье, тяжелая архитектурная структура была облегчена необычно большими окнами-витражами. В западном и восточном пределах находится типичный ансамбль из трех окон. В Шартрском соборе западные окна изображают сцены из жизни Спасителя, его земную родословную и страдания. Больше о витражах Шартрского собора - на тематической странице.

В соборе Пуатье в массивной аспиде находится огромный витраж «Распятие и Воскресение», созданный в 1160 году. Его высота – 6 метров. По обе стороны от этого гигантского витража расположены окна, повествующие о жизни святых Петра и Павла. Если сравнивать эти витражи с окнами ранних храмов, то вышеназванные окна отличаются бледными цветами в местах, где раньше была белизна.

Выдающимися произведениями XII века являются романские витражи монастырской церкви в Сен-Дени (1144 г.). На одном из них изображен крупный политический деятель Франции аббат Сугерий. Еще один витраж изображает «Древо Иессея». Окна этой церкви в то время были исключительным новаторством. В витражные панно включены сюжеты жизнеописаний Марии и Иисуса Христа, святых, а также их родословные. Изображены и картины крестового похода.

 

Романские витражи в церкви Сан-Дени 
  Рис.6. Романские витражи в церкви Сан-Дени
 

Площадь других витражных окон заполнена рядом вертикально расположенных медальонов. Витражи романского стиля в это время становятся своего рода рукописными жизнеописаниями жития христианских святых. Очень жаль, что эти витражи в романском стиле сильно пострадали во времена французской революции.