У истоков витражного искусства
Первенство в изобретении витражей оспаривают Германия, Франция и Англия. Однако исследователи утверждают, что фрагменты цветных стекол использовались еще в Древнем Египте, а раскопки легендарного города Помпеи дали археологам образцы стеклянной мозаики, которую можно считать прародительницей витражного искусства. Известно, что в шумерской культуре храмы украшали стекловидной глазурью, а римляне вставляли стеклянные пластинки в окна домов знатных патрициев. Витражи в храме Святой Софии, главном соборе Константинополя, построенном в VI столетии новой эры, состояли из цветных стекол, собранных в виде причудливых орнаментов.
Лучшие образцы витражного искусства дала миру готическая эпоха. Многометровые арочные окна, которые пропускали свет в храмы, как нельзя лучше подходили для того, чтобы украсить помещения сложными религиозными сюжетами. Свидетелями тех времен стали витражи собора Сен-Дени в окрестностях Парижа, сохранившиеся в виде небольших фрагментов.
Витражный мир - новое время
Свое второе рождение искусство витража пережило на рубеже 19 и 20 веков, когда в Европе, а затем и в Америке, стал популярен новый стиль – модерн. Из декоративного элемента величественных замков и соборов витражи превратились в неотъемлемый атрибут архитектуры и дизайна самых разнообразных помещений. Ими украшали вокзалы и банки, университеты и рестораны, особняки и офисы. Цветные стекла с геометрическими и растительными композициями стали использовать не только в оконных витражах, но и при изготовлении каминных экранов, межкомнатных перегородок, ширм, столешниц и даже часов. Классическим примером таких витражей можно считать оформление лестниц дома придворного ювелира Фаберже в Петербурге (1899-1900гг.), эскизы к которым сделал архитектор К. Шмидт.
Гигантская люстра зрительного зала во Дворце Каталонской музыки (Барселона), построенного по проекту известного архитектора-модерниста Луиса Доменик-и-Монтаньера в 1905-1908 годах, выполнена в витражной технике.
Палитра витражистов Европы
Возродив искусство цветного стекла, европейские художники витражного мира уверенно отходили от готической модели, противопоставляя ей новую эстетику дизайна: стремление к свободному формированию объемов, экспрессивность линий, пластичность трактовки и яркость палитры. В Испании это с успехом делал великий Антонио Гауди, во Франции - Бинг, в Германии – Райт, в Дании - Йоханн Торн Приккер. Известнейший из проектов Райта – дом для Сьюзен Лоуренс Даны – поражает обилием витражей. Кроме оконных проемов, потолка, плафонов они украшают полы с подсветкой из подвалов, панели и даже фонтан.
Идеи европейских художников, исповедующих стиль арт-нуво, стали предпосылками для расцвета витражного искусства в ХХ столетии. Но не меньший вклад в это благородное дело внесли американцы. Именно они совершили множество технологических открытий и изобрели новейшие материалы для витражей, многие из которых используются и по сей день.
Западные витражи
Архитектор Луис Салливен дал толчок экспериментам, которые впоследствии получили название технологии «американского стекла». Для его витражных произведений характерен геометрический орнамент, а также органичный синтез цветного узорчатого стекла и литых деталей. В спроектированном Салливеном торговом зале Чикагской торговой биржи больше всего поражает именно витражный потолок.
В Америке родились и два других потрясающих художника-витражиста: Луис Тиффани и Джон Ла Фарж. Последний запатентовал опаловое стекло, а в мастерской Тиффани изобрели огромное множество оттенков цветного, а также переливчатого стекла, и заменили свинцовую спайку медной. Благодаря этой технологии стали делать витражные абажуры, лампы, бра и подвески. Глубина цвета и уникальная текстура достигались наслоением стекол, а иризирующее стекло стало настоящим фирменным знаком Тиффани. Его получали, посыпая металлическими крупинками еще не охлажденный стеклянный лист. Металлический глянец, который образовывался при этом, переливался всеми цветами радуги.
Марк Шагал и искусство витража
В Иерусалиме, священном городе христиан, находятся уникальные витражные работы Марка Шагала. Вместе с ассистентом Шарлем Марком он создал проект оформления синагоги больницы Хадасса, центральным элементом которого были выбраны двенадцать витражей в честь двенадцати Израилевых колен. Как признавался сам художник, вдохновила его на эту работу 49-я глава Книги Бытия, где умирающий патриарх Иаков благословляет 12 своих сыновей, а также мечта о любви и мире для всех людей. Витражи наполнены символическими изображениями цветов, драгоценных камней, животных и рыб, которые соответствуют каждому библейскому колену. Для выполнения витражей Шарль Марк даже разработал специальную технологию нанесения пигмента на стекло.
Традиции витражного мира и современность
И в наше время традиции великих мастеров витражного мира имеют свое продолжение. Многие приверженцы искусства отдают предпочтение в своем творчестве именно полотнам из цветного стекла. Современные технологии позволяют интегрировать витражные изделия в ультрамодные интерьеры без эклектики и каких-либо условностей. Гармония достигается лишь тонкостью вкуса дизайнеров и хозяев витражных интерьеров. Традиции древнего искусства с успехом продолжает и наша студия. Более 10 лет здесь трудятся опытные мастера-витражисты, способные создать рукотворное чудо из кусочков обычного цветного стекла.