Шартрский собор — витражи

Витражи Шартра сравнивают с иллюстрированной книгой с пророками, святыми, сценами Нового и Ветхого заветов. История собора уходит к середине 1 тысячелетия н. э. Этот средневековый шедевр готической и христианской культур находится во Франции, в городе Шартр (в 90 км от Парижа).

Шартрский собор известен тем, что в нем находится одна из ценнейших христианских реликвий – Покров Девы Марии, который был пожертвован собору королем Франции Карлом II. По преданию, именно в этом покрове была Богоматерь во время рождения Иисуса Христа.

Шартрский собор: шедевр средневековой архитектуры Франции

В 1194 году в соборе произошел сильнейший пожар, бушевавший три дня. Во время него был уничтожен практически весь собор, но ларец с Покровом Девы Марии удивительным образом уцелел. После пожара началось восстановление храма, и был возведен новый собор, затмивший по своему величию все предыдущие. Его строительство продолжалось до 1225 года, и только в начале XVI века к зданию храма были пристроены капеллы. В новом виде Шартрский собор представляет собой трехнефный храм с пятинефным хором и трехнефным трансептом. Порталы фасадов богато украшены скульптурой ранней готики.

 

Помимо витражей Шартский собор знаменит своей интересной историей 
 

Рис. 1. Помимо витражей Шартский собор знаменит своей интересной историей

Витражи Шартрского собора

В честь нового храма, названного Нотр-Дам де Шартр, король Людовик IX и его супруга заказали окно-розу для главного фасада собора. Этот витраж украшен геральдикой Франции и Кастилии. По внешнему виду он ничем не уступает знаменитым витражам собора Парижской Богоматери, о которых подробнее можно узнать на тематической странице нашего сайта.

В основном витражи Шартра посвящены культу Девы Марии. В отличие от других готических соборов Франции, в Нотр-Дам де Шартр все остекление оригинальное. Прекрасно сохранившиеся витражи принадлежат к XII-XIII вв. Они занимают площадь 2600 кв. метров, и этот готический ансамбль из дошедших до наших времен является самым крупным. Здесь находятся 146 витражей, изображающих помимо отдельных фигур 1359 сюжетов. Главный фасад и трансепт собора украшены окнами-розами. Такие витражи собора Шартра, пожалуй, можно назвать одними из лучших в мире.

Примечательно, что французские витражи собора в Шартре отличаются интенсивностью и чистотой красок, а также разнообразной тематикой сюжетов. Преимущественно верхняя зона отведена витражам со сценами из Ветхого и Нового заветов, изображениями пророков и святых. В нижних ярусах находятся около сотни сюжетов, изображающих картины из жизни королей, рыцарей и ремесленников, которые пожертвовали витражи собору Шартра. Одно из окон-«роз» посвящено крестьянам. Подробнее о других французских витражах - на тематической странице сайта.

 

Фото витража Шартра 
 

Рис. 2. Фото витража Шартра

Особенно выделяются в Шартре силой образа и мастерством исполнения витражи цикла жития Св. Евстафия, окна с изображением Богоматери, цикл «Карл Великий». В так называемом «прекрасном окне» находится витраж Шартра «Мадонна с младенцем».

 

 Знаменитый Шартрский витраж “Мадонна с младенцем”  
 

Рис.3. Знаменитый Шартрский витраж “Мадонна с младенцем”

Особенности витражей Шартра

Витражи собора Шартра выполнены в двух техниках росписи по стеклу. Первый способ назывался «гризайль», и в этой технике роспись производили серой и черной красками по стеклу – бесцветному, дымчатому или зеленоватому. Второй техникой была сюжетная роспись, которая производилась по цветному наборному стеклу.

Технология средневековых витражей была трудоемкой. Цветное стекло варилось в специальных печах, затем его нарезали в соответствии с рисунками и набирали по шаблонам. По цветному фону затем делали роспись. После каждой операции следовал обжиг изделия. В XIII в. технология была усовершенствована, и стали делать только один обжиг расписанного витража. Элементы будущего витража Шартра скреплялись свинцовыми перемычками согласно рисунку, и заключались в железную раму, имеющую форму и размеры оконного проема.

Снаружи собора Шартра витражи выглядели слепыми и бесцветными, но вся их магия раскрывалась внутри храма, когда солнечные лучи проникали сквозь цветные стекла и заставляли заиграть каждую краску. Свет из окон-витражей собора в Шартре сочетался с цветной окраской сводов и капителей внутри храма и порождал ощущение лучезарности и торжественности, оживляя напряженное внутреннее пространство храма.

 

 Фото витражей собора в Шартре 
 

Рис. 4. Фото витражей собора в Шартре

Витражный мир XII в. несет в себе монументальность и суровость. На смену им в следующем столетии пришли картины из стекла в более легкой и подвижной манере изображения. Стали использоваться дробные композиции, медальоны с некрупными фигурами. Промежутки между ними заполнялись стилизованным орнаментом из растительных элементов. Узнать больше об истоках витражного мира можно, перейдя на тематическую страницу.

В высоких окнах собора в Шартре соседствуют витражи XII и XIII веков – темная гамма перекликается с яркими, насыщенными тонами. Общее освещение собора имеет сиреневато-розовый тон, но в солнечную погоду через витражи Шартрского собора проникают яркие лучи от красных стекол, а в пасмурный день здесь преобладает неземное голубое мерцание.

Витражи Шартра в наши дни

Со времен строительства Шартрского собора его гигантскими размерами восхищались тысячи людей. Многие поражались тому, как могут держаться стены с таким количеством стекол? Но больше всего народ поражало освещение храма. Свет, отовсюду проникающий внутрь собора, и окрашенный цветными витражами, считался священным.

Сегодня Шартрский собор мы видим в том же виде, что и наши предки в ХІІІ веке. Ему удалось избежать разрушений и перестроек и сохраниться до наших времен. Этот храм в 1979 году был внесен в список Всемирного наследия Юнеско.