Витражи в храме святой Софии

Витражи в храме Святой Софии, построенном в VI веке новой эры в Константинополе, являются одними из первых произведений в современном понимании витражного искусства. В этом соборе византийские мастера впервые собрали мозаичные орнаменты из геометрически правильных кусочков цветного стекла. До этого момента окна значимых архитектурных строений декорировались только лишь тончайшими каменными пластинами из селенита или алебастра. Эти пластины были полупрозрачными на просвет. Художники составляли с их помощью монохромные орнаменты, защищающие внутреннее помещение от палящего зноя. Витражи из цветного стекла в храме Святой Софии открыли новую страницу в художественном оформлении интерьеров того времени. Яркие фрагменты стекол, транслирующие в помещение цветные световые потоки, были тогда в диковинку. Многочисленные посетители храма принимали витражи с цветными стеклами за сплав из драгоценных камней.

Особенности витражей в храме Святой Софии

Храм святой Софии, который носит также название Aйя-София (Церковь Святой Мудрости), имеет сложную судьбу. Изначально этот архитектурный комплекс был Восточной Православной Церковью, затем его превратили в мечеть, а сегодня Софийский собор является музеем Айя-София, одной из самых ярких достопримечательностей Стамбула. Удивительно, что при столкновении двух разных религий и культур, удалось сохранить до нашего времени столько произведений искусства византийских мастеров: иконы, золотую мозаику, витражи.

 

храм Святой Софии 
Храм Святой Софии
 

Витражи в храме Святой Софии являются частью общей уникальной световой композиции. Ключевое место в ней занимает огромный купол Айя-Софии, как бы «парящий в воздухе» над стенами храма. Такой визуальный эффект достигается за счет необычного архитектурного решения. Купол поддерживают несколько полусводов и каменные пилоны, большей частью спрятанные в конструкции здания. Таким образом архитекторы смогли добиться сверхъестественного визуального эффекта, несмотря на огромные масштабы строительства (диаметр купола Софийского собора - 31 м, а высота всего строения — 55,6 м). Днем солнечный свет яркими потоками льется в храм через 40 арочных окон, прорезанных в барабане сферического купола. А ночью храм светится изнутри, благодаря многоуровневой системе освещения. За счет игры лучей и бликов создается впечатление, что купол парит в воздухе. Византийский писатель Прокопий Кессарийский, живший в VI веке, в своих наблюдениях отмечал, что «купол Святой Софии будто покоится не на камнях, а спущен на золотой цепи с высоты небес.

 

купол собора Св. Софии 
Купол собора Св. Софии
 

Верхнее купольное освещение поддерживается переливами света в витражах нижнего яруса. Окна собора Святой Софии обладают настоящей витражностью в классическом понимании этого слова. Можно сказать, что цветные стеклянные полотна в стамбульском соборе Айя-София – это самая древняя паечная витражная техника. Её этапы были такими же, как и при производстве современных витражей: сначала византийские мастера рисовали эскиз, изготавливали лекала под каждый фрагмент витража, затем по ним вырезались кусочки из цветного стекла. Техника изготовления цветного стекла была позаимствована у египтян и усовершенствована древними константинопольскими витражистами. Каждый отдельный стеклянный фрагмент мастера закрепляли между тонкими свинцовыми полосками. Затем обрамленные по контуру детали общей картины спаивались между собой в единое стеклянное полотно с многоцветным геометрическим орнаментом.

Витражи в храме Святой Софии в наши дни

Константинопольская Айя-София оставалась самым большим собором в христианском мире более тысячи лет, пока в Риме не был построен Собор Святого Петра. Айя-София пережила 5 султанов и множество природных катаклизмов, но по сей день поражает посетителей своей удивительной архитектурой и великолепием декора, оставаясь всемирно известным памятником византийского зодчества. В настоящее время Софийский собор носит официальное название «Ayasofya M?zesi», что в переводе с турецкого означает «музей Ая-Софья». Двери музея открыты для всех. Сегодня любой человек, независимо от религиозных убеждений, может прикоснуться к этому символу «золотого века» Византии, ощутить в его драгоценных мозаиках и блеске старинных витражей пульс тысячелетней истории.