Особенности витражей в храме Святой Софии
Храм святой Софии, который носит также название Aйя-София (Церковь Святой Мудрости), имеет сложную судьбу. Изначально этот архитектурный комплекс был Восточной Православной Церковью, затем его превратили в мечеть, а сегодня Софийский собор является музеем Айя-София, одной из самых ярких достопримечательностей Стамбула. Удивительно, что при столкновении двух разных религий и культур, удалось сохранить до нашего времени столько произведений искусства византийских мастеров: иконы, золотую мозаику, витражи.
Храм Святой Софии
Витражи в храме Святой Софии являются частью общей уникальной световой композиции. Ключевое место в ней занимает огромный купол Айя-Софии, как бы «парящий в воздухе» над стенами храма. Такой визуальный эффект достигается за счет необычного архитектурного решения. Купол поддерживают несколько полусводов и каменные пилоны, большей частью спрятанные в конструкции здания. Таким образом архитекторы смогли добиться сверхъестественного визуального эффекта, несмотря на огромные масштабы строительства (диаметр купола Софийского собора - 31 м, а высота всего строения — 55,6 м). Днем солнечный свет яркими потоками льется в храм через 40 арочных окон, прорезанных в барабане сферического купола. А ночью храм светится изнутри, благодаря многоуровневой системе освещения. За счет игры лучей и бликов создается впечатление, что купол парит в воздухе. Византийский писатель Прокопий Кессарийский, живший в VI веке, в своих наблюдениях отмечал, что «купол Святой Софии будто покоится не на камнях, а спущен на золотой цепи с высоты небес.
Купол собора Св. Софии
Верхнее купольное освещение поддерживается переливами света в витражах нижнего яруса. Окна собора Святой Софии обладают настоящей витражностью в классическом понимании этого слова. Можно сказать, что цветные стеклянные полотна в стамбульском соборе Айя-София – это самая древняя паечная витражная техника. Её этапы были такими же, как и при производстве современных витражей: сначала византийские мастера рисовали эскиз, изготавливали лекала под каждый фрагмент витража, затем по ним вырезались кусочки из цветного стекла. Техника изготовления цветного стекла была позаимствована у египтян и усовершенствована древними константинопольскими витражистами. Каждый отдельный стеклянный фрагмент мастера закрепляли между тонкими свинцовыми полосками. Затем обрамленные по контуру детали общей картины спаивались между собой в единое стеклянное полотно с многоцветным геометрическим орнаментом.
Витражи в храме Святой Софии в наши дни
Константинопольская Айя-София оставалась самым большим собором в христианском мире более тысячи лет, пока в Риме не был построен Собор Святого Петра. Айя-София пережила 5 султанов и множество природных катаклизмов, но по сей день поражает посетителей своей удивительной архитектурой и великолепием декора, оставаясь всемирно известным памятником византийского зодчества. В настоящее время Софийский собор носит официальное название «Ayasofya M?zesi», что в переводе с турецкого означает «музей Ая-Софья». Двери музея открыты для всех. Сегодня любой человек, независимо от религиозных убеждений, может прикоснуться к этому символу «золотого века» Византии, ощутить в его драгоценных мозаиках и блеске старинных витражей пульс тысячелетней истории.