Витражи в соборах

Витражи в соборах всегда являлись метафизической концепцией единства света и духа. Они служили посредниками между божественной и земной сферами благодаря своей лучезарности и способности создавать религиозное настроение. Таинственная игра солнечных лучей, проходящих через соборные витражи, интерпретировалась верующими как выражение божественной любви и величия.

Старинные витражи в соборах

Самым старым храмом, где были использованы цветные витражи, является собор Святой Софии в Константинополе, возведенный в 537 г. н. э. Витражи в этом храме состояли из стекол двух цветов (чаще синего и красного) и изображали много разных христианских сцен. Узнать больше о витражах этого собора можно, перейдя в раздел витражи в храме Святой Софии.

Самый древний из уцелевших старинных витражей романского периода – это «Голова Христа». Поразительный витраж находится в Вейссембургском аббатстве в Эльзасе, Франция. Еще одна работа, датируемая концом XI – началом XII века, это витраж Аугсбургского собора. На нем изображена группа ветхозаветных пророков. Работы этого периода находятся и в соборе Ле Манс во Франции. Витраж собора «Вознесение Христа» изображает живую, словно жестикулирующую фигуру Иисуса. Этот стиль был типичен для искусства западной Франции, он резко контрастирует со статичностью Аугсбурских пророков. За одно человеческое поколение романский стиль выходит за рамки формализации и начинает более органично изображать человеческое тело. Подробнее о старинных витражах - в тематической странице сайта.

 

Голова Христа” старинный витраж в соборе 
  Рис. 1. "Голова Христа” старинный витраж в соборе

 

К сожалению, до нас в целом виде не дошло ни одного целого витража периода раннего христианства – до XI века. Начиная с этого времени, витражное искусство совершает большой скачок, обусловленный расцветом архитектуры и новыми культурными и теологическими обстоятельствами. Традиционный облик храмов претерпел коренные изменения, а витражи в соборах стали выдающимся изобразительным средством.

Витражи в соборах готического периода

В храмах, возведенных к 1130 году, тяжелая архитектура стала облегчена необычно большими окнами. Типичным для этих соборов был ансамбль из трех окон, символизирующий Святую Троицу. Эти витражные композиции обычно находились в западном и восточных пределах храмов. К середине XII века в храмах впервые появляются напоминания о жертве Христа и путях спасения человечества, созданные игрой света и цвета, исходящих из витражных окон. Начало перехода к готическому стилю было положено аббатом Сугерием, который руководил возведением королевской церкви в аббатстве Сен-Дени (1144 г.).

Окно церкви было заполнено рядом вертикально расположенных витражных медальонов и ронделей. Каждый медальон изображал один из ключевых эпизодов истории, изображенный в бодром, живом настроении, недостающим статичным картинкам романского стиля. Изобретенный Сугерием необычный витраж в форме медальона глубоко повлиял на повествовательный аспект витражного искусства следующего 50-летия. За одно поколение романский стиль в архитектуре и искусстве перешел к готическому. Чтобы узнать больше о романских витражах, посетите тематическую страницу.

Самым ранним архитектурным памятником развитой готики является собор Шартский собор. Витражи его западных окон изображают сцены земной жизни Иисуса и его страдания. В соборе в Пуатье на массивной аспиде находится витраж шестиметровой высоты «Распятие и Воскресение», созданный примерно в 1160 г., а с обеих сторон от него находятся витражные окна, повествующие об истории святых Петра и Павла. Эти витражи в соборах, по сравнению с ранними храмами, имеют бледные оттенки красок в местах, где раньше была аскетичная белизна. Подробнее о витражах Шартрского собора.

Среди основных украшения Шартрского и других готических соборов особого внимания заслуживают окна-розетки. Эти витражи являются очень сложным произведением искусства – как в техническим, так и в символическом аспектах. Такие витражи, наполовину символические и наполовину реальные, в те времена назывались «глазами небес». По своей форме окно-розетка было приближено к священному символу Вселенной – мандале. Учитывая и то, что пропорции этих окон соблюдены по точному математическому расчету, их можно рассматривать как указатель пути к спасению и мудрости от Бога

Знаменитые витражные соборы

Большая часть готических соборов была завершена или заложена в первой половине XIIІ века. В условиях чистой готики проявили себя витражи собора Парижской Богоматери и собора в Кентербери. Готические соборы имели конструкцию, при которой чередовались вертикальные шпили, остроконечные арки и ребристые своды. Появилась возможность не перегружать опорами верхние этажи соборов, сделав свет основным элементом интерьера. Перейтите на страницу, посвященную витражам собора Парижской Богоматери, чтобы узнать о них больше.

Синтезу духовного и мирского способствовали соборные витражи, тщательно дозирующие свет внутри готических храмов.

 

Витраж в Кельнском соборе “Поклонение волхвов и пастухов” 
  Рис. 2. Витраж в Кельнском соборе “Поклонение волхвов и пастухов”

 

С начала XIIІ века берет свое начало история Кельнского собора в Германии, основным украшением и главным источником света в котором являются огромные католические витражи, созданные в 1280 г. Отлично сохранившийся витраж Кельнского собора - стеклянные панно, изображающие сцены из Старого и Нового Заветов. В соборе находится и шедевр новой готики – прекраснейший в мировом искусстве витраж работы Стефана Лохнера «Поклонение волхвов и пастухов», изготовленный в 1848 году в честь 600-летия храма. Подробнее о витражах Кельнского собора - в тематической странице.