Разнообразие технологий изготовления витража
Под витражом понимается широкий круг изделий, изготовленных на стеклянной или полимерной основе, а также имитация на других материалах. Поэтому все техники можно условно разделить на три категории – «настоящие», имитационные и псевдовитражи. В строительстве витражами также называют большие стеклянные панели без декорирования (витрины магазинов и т.д.).
«Настоящими» технологиями изготовления витражей считаются традиционные техники:
-
классическая – витражный рисунок из кусочков разноцветного стекла, спаянных с помощью металлического профиля (протяжки);
-
Тиффани – напоминает классические, но за счет использования тонкой ленты-фолии для соединения элементов выглядит более изящно;
-
фьюзинг – рисунок составляют из кусочков разноцветного стекла, а потом сплавляют в единое целое в печи с высокой температурой;
-
фацетные – изготовление витража из отдельных стеклянных элементов, имеющих фаску (грань по периметру), которые соединяются при помощи тонкостенного металлического профиля.
Имитационными являются техники, используемые для создания впечатления настоящего витража за счет других материалов. Эти техники могут также использоваться для создания рисунков в собственном стиле. К ним относятся следующие витражные техники:
-
заливные – на цельном стекле контурной краской наносят разметку в качестве имитации металлической протяжки, заполняя промежутки заливными красками;
-
пленочная – изображение выполняется из кусочков цветной пленки, на места стыков наклеивается металлическая лента, визуально заменяющая протяжку.
Псевдовитражами называют все остальные способы декорирования стекла:
-
пескоструй – нанесение матового рисунка на поверхности стекла при помощи струи абразивов под высоким давлением;
-
травление – выборочная обработка стекла химическими средствами;
-
фотопечать – печать плоттером рисунка по стеклу с применением УФ-отверждаемых красок;
-
роспись – авторская техника живописи по стеклу.
Нередко для создания витража используется сразу несколько техник. Комбинированные витражи могут быть наложением (например, роспись поверх пескоструя) или совмещением (например, вставки росписи или фотопечати в витраж Тиффани). Также существует техника 3-d витража, когда декоративная композиция находится между двумя основным листами в стеклопакете.
Каждая технология изготовления витражей имеет свои особенности, даже если они находятся в одной группе. Основные сведения о процессе производства можно почерпнуть из таблиц ниже.
Технологии изготовления витража из стеклянных элементов
|
Тиффани
|
-
дизайн (выбор рисунка, разбивка изображения на нумерованные цветовые фрагменты);
-
распечатка нескольких экземпляров эскиза в натуральную величину (для вырезания деталей и для подложки при сборке);
-
подготовка деталей (вырезание стекла, снятие заусениц и шлифовка торцов, нумерация элементов, обезжиривание и очищение стекла и т.д.);
-
обертывание деталей тонкой медной фолией;
-
сборка на монтажном столе (спаивание металла паяльником для фиксации деталей);
-
установка внешней рамы (спаивание всего панно в едином каркасе);
-
обработка стыков и швов (очистка, нанесение антикоррозийных и изолирующих средств, патинирование и т.д.).
|
|
|
Фацетная
|
-
подготовка дизайна изображения и распечатка эскиза;
-
вырезание элементов, снятие фаски;
-
шлифовка краев вырезов для безопасности;
-
очистка стекла от пыли, грязи и жира;
-
сборка готовых элементов и паяние швов (либо наклеивание деталей (бевелсов), если используются отдельные накладные элементы);
-
обработка швов.
|
|
|
Классическая
|
Выполняется аналогично технологии Тиффани, но вместо тонкой ленты-фолии используется гибкий латунный или латунированный профиль. В Средние века для удерживания деталей применяли свинец, но этот металл не является экологически безопасным. Внешним отличием от техники Тиффани будет более крупный размер деталей и толщина швов, а также отсутствие возможности создавать объемные конструкции. |
|
|
Мозаичная
|
-
разработка дизайна (выбор рисунка, разбивка на цветовые группы и фрагментирование);
-
распечатка или прорисовка общего эскиза на декорируемой поверхности (точные размеры фрагментов могут меняться, поскольку используются крошечные кусочки мозаичного стекла разной формы);
-
наклеивание мозаичных фрагментов с использованием строительного клея. Обычно происходит снизу вверх, чтобы верхние ряды не проседали под собственным весом;
-
удаление остатков клея из швов (по мере наклеивания, пока раствор легко удаляется);
-
обработка швов фугой (опционально) и защитными средствами.
|
|
|
Витраж-коллаж
|
Совмещение нескольких витражных техник для создания целостной композиции. Чтобы повысить эмоциональную выразительность, могут использоваться другие материалы (ткани, засушенные цветы и т.д.). Последовательность технологии обычно заключается в следующем:
-
выбор, подготовка и распечатка эскиза;
-
вырезание отдельных стеклянных элементов, их обработка, оформление по периметру лентой-фолией;
-
подготовка стекла-основы, нанесение полимера и его частичное отверждение;
-
выкладывание элементов согласно рисунку;
-
оформление готового изделия.
|
|
|
Фьюзинг
|
-
разработка дизайна (выбор рисунка, разбивка на цвета согласно палитре элементов).
-
распечатка эскиза для подложки, поверх которой происходит сборка;
-
подготовка стеклянных цветных кусочков;
-
сборка рисунка на монтажном столе;
-
спекание стекла в печи при температуре плавления. Этот процесс происходит диффузно, поэтому технология фьюзинга не позволяет добиться четких контуров, но обеспечивает плавные переходы и частичное смешивание цветов.
-
отжиг, окончательное охлаждение, итоговая обработка.
|
|
|
Нацвет
|
Технология присоединения тонкого цветного стекла поверх более толстой основы. Нижнее стекло может быть цветным, но чаще используется прозрачный вариант.
-
разработка дизайна (выбор рисунка, фрагментирование на цветовые сегменты согласно задуманной идее);
-
вырезание фрагментов;
-
очистка основы и фрагментов от любых загрязнений.
-
«горячее» формование (склеивание-спекание витража при высокой температуре);
-
дополнительная обработка (гравировка, пескоструй, травление и т.д.) для получения силуэтных и контрастных рисунков.
|
|
Технологии изготовления имитаций витража
|
Пленочная
|
-
подготовка дизайна (выбор рисунка, обработка компьютерными средствами, создание цветовой нумерованной схемы);
-
вырезание кусочков пленки согласно эскизу;
-
очистка стекла от пыли, грязи и жира;
-
наклеивание элементов из пленки (на фиксацию может понадобиться около 24 часов);
-
оформление стыков клеящейся металлической лентой.
|
|
|
Заливная
|
-
подготовка дизайна (выбор рисунка, стилизация под витраж);
-
распечатка эскиза-схемы для размещения под подложкой;
-
очистка стекла от загрязнений;
-
нанесение контурной краски, имитирующей металлическую протяжку витражей;
-
заливка промежутков между контурами специальной краской, которая по застывании становится очень похожей на стекло;
-
дополнительная обработка (при необходимости) – покрытие лаком, ламинирование.
|
|
Технологии изготовления псевдовитражей
|
Пескоструй
|
-
подготовка дизайна (выбор рисунка, стилизация в монохромной гамме).
-
изготовление трафарета.
-
обработка стекла через трафарет потоком сжатого воздуха с абразивными материалами.
|
|
|
Травление
|
-
подготовка дизайна (выбор рисунка, стилизация).
-
изготовление трафарета. Так же, как и для техники пескоструя, трафарет закрывает те участки, которые не нужно обрабатывать.
-
обработка стекла химическими средствами (в основном, содержащих плавиковую кислоту);
-
очищение готового полотна от остатков химических веществ, промывание.
|
|
|
Роспись
|
-
подготовка дизайна (выбор рисунка и общего дизайнерского решения);
-
очистка стекла (обезжиривание, удаление грязи).
-
авторская роспись силикатными красками. Смешивание и переходы красок выполняются точно так, как и в обычной живописи, используются разные приемы и инструменты;
-
обжиг заготовки при высокой температуре;
-
дополнительная обработка лаком (при желании).
|
|
|
Фотопечать
|
-
подготовка дизайна (выбор рисунка, компьютерная обработка);
-
очистка стекла от загрязнений;
-
прямая печать по стеклу;
-
облучение ультрафиолетом для полимеризации красок (они буквально спекаются со стеклом в единое целое).
|
|
|
Узор «Мороз»
|
-
матирование поверхности стекла пескоструем, травлением или обработка абразивной пастой;
-
нанесение на стекло столярного клея или желатина. В ходе высыхания клей уменьшается в размерах, при этом с поверхности стекла-основы выламываются отдельные пластинки стекла; В результате достигается визуальный эффект, напоминающий морозные узоры;
-
удаление остатков клея и желатина.
|
|
Больше информации об изготовлении витражей.
Дополнительные технологии, используемые при изготовлении витражей
В зависимости от технологии изготовления витражей может понадобиться дополнительная обработка стекла. Чтобы повысить безопасность изделия торцы элементов или полотна необходимо отшлифовать. Если же торец выступает наружу, его не только шлифуют, но и полируют до полной прозрачности, хотя в некоторых случаях матирование является частью дизайнерского решения.
Технология изготовления витражей фьюзинг подразумевает обжиг заготовки в особой печи
Для крепления витражных панно может потребоваться просверлить круглое или овальное отверстие, а затем снять кромку с внутренней поверхности. Также используется метод срезания стекла под плавным углом по периметру и другие методы придания элементу нужной формы. Термообработка стекла может быть фабричной (закаленное стекло для повышения прочности) или в ходе изготовления витража (обжиг красок, нагрев поверхности для формовки, соединение кусочков стекла и т.д.).
Некоторые способы дополнительной обработки стекла могут использоваться как самостоятельная технология изготовления витражей. Примерами таких техник могут стать шебеке, гибка стекла, комбинированные и 3D-витражи.
|
Шебеке
|
Ажурная решетка из камня или дерева с витражными вставками.
-
подготовка дизайна (форма решетки, цвета вставок и т.д.);
-
вырезание решетки;
-
вставка и фиксация стекла.
|
|
|
Бендинг (гибка стекла)
|
Используется для придания стеклу объемной формы, также называется моллированием.
-
изготовление объемной формы-матрицы.
-
нагревание стекла на матрице, чтобы оно стало пластичным и обрело необходимую форму.
|
|
|
Комбинированные витражи
|
-
подготовка дизайна (выбор техник, общего вида витража, распечатка эскизов и т.д.);
-
изготовление отдельных фрагментов согласно выбранной технологии;
-
вставка дополнительных элементов в основной лист стекла или каркас.
|
|
|
3D-витражи
|
-
подготовка витража согласно выбранной технологии;
-
вставка витражного полотна между двумя листами стекла в сплошном стеклопакете.
|
|
Стоимость витражей, изготовленных по разным технологиям
На цены витражей влияет совокупность разных факторов, поэтому стоимость готового изделия в каждом случае рассчитывается индивидуально. Это позволяет получить приемлемое ценовое решение, учитывая такие факторы, как:
-
сложность этапа дизайна (использование готового шаблона или разработка авторского эскиза);
-
витражная технология (детализация, авторская работа, необходимость обжига и других видов обработки и т.д.);
-
размеры, форма и вес витража;
-
основной материал (толщина стекла, цветовая палитра, фактура, производитель и т.д.);
-
используемая фурнитура и материалы (рама, крепление и т.д.);
-
сложность установки (доставка, установка на большой высоте и т.д.);
-
срочность выполнения.
Технологии изготовления витражей на заказ в нашей студии
Наша студия предлагает весь спектр услуг по разработке, изготовлению и установке витражных изделий. Мы изготавливаем не только сами витражи, но и мебель, потолки, шкафы и другие элементы интерьера, в которых используется витражный декор. При желании у нас можно приобрести все необходимые материалы и пройти обучение, чтобы научиться делать витражи собственными силами. И все это по приемлемым ценам, поскольку мы работаем напрямую с крупнейшими производителями, а все этапы работы осуществляются на собственном оборудовании.