История витражной росписи: истоки
О самом процессе изготовления первых расписных витражей рассказывает книга монаха Теофила, датированная началом XII века. В ней описана техника нанесения на стеклянные пластинки тёмно-коричневой краски шварцлот. Теперь для украшения церковных окон можно было использовать не только орнаменты, но также изображения людей, животных и птиц.
Шварцлот – краска, состоящая из смеси окислов меди и железа с легкоплавким стеклом. Измельчённый состав разбавляли маслом или вином, а затем использовали для рисования. После обжига однотонный пигмент спекался с основанием, и картину можно было вставлять в проём.
В средние века витражная роспись использовалась исключительно в храмах. Разноцветные блики, загадочное мерцание в полутёмном здании погружало прихожан в атмосферу таинственности и загадочности. С приходом в архитектуру готического стиля, проёмы увеличились в размерах, новые конструктивные решения позволили создавать круглые окна. Всё это способствовало развитию витражного искусства. Кроме библейских сюжетов в оформлении храмов стали появляться светские темы. Возникла новая техника: белое стекло расписывалось гризайлью.
В отличие от западноевропейских государств, русские церкви начали использовать расписные окна намного позже. Это обусловлено не только отсталостью промышленности, но и тем, что любое изображение библейских персонажей считалось иконой, а духовенство запрещало иконопись на стекле. В летописях упоминались церкви с витражами, но для древней Руси это были единичные случаи.
В XIV веке появилось более качественное прозрачное листовое стекло и краски на основе окислов серебра. Это был настоящий подарок для мастеров витражной росписи: окна храмов заиграли на солнце золотистыми искрами. Мозаика всё больше уступала место живописи, способной изображать на стекле библейских героев.
Шло время, витражная роспись становилась реалистичнее, создавались сложные сюжетные композиции. В эпоху Возрождения у стеклянных картин появились перспектива и объём. Витражи перестали быть исключительно церковным убранством, несмотря на высокую цену, их приобретали и для светских зданий, и для домов зажиточных горожан.
Развитие этого искусства было остановлено религиозными войнами второй половины XVI века. Многие бесценные витражи были безвозвратно разрушены, новые никто не заказывал. Следующая эпоха просвещения стремилась ко всему светлому и прозрачному. Духовенство считало, что из-за раскрашенных окон в храмах помещение выглядит тёмным и тусклым. Уцелевшие после религиозных войн витражи были безжалостно уничтожены и заменены обычными стёклами.
На рубеже XVIII и XIX веков мастера решили возродить забытое искусство витражной росписи. К этому времени промышленность уже выпускала большие листы ровного стекла, дающие простор для творчества художника. Оконные проёмы превратились в настоящие живописные полотна с интересными сюжетами.
Исторически так сложилось, что стекольная промышленность в России ещё не была готова к производству витражей для храмов. Когда возникла необходимость заполнить проём Исаакиевского собора, Николай I решил установить в нём транспарантную картину. В Мюнхене был заказан витраж с образом Воскресшего Спасителя – настоящий шедевр, созданный с использованием разноцветных и многослойных стёкол, мозаики и росписи.
Витраж Исаакиевского собора состоит из двух рам: наружная заполнена толстым зеркальным стеклом, во внутреннюю вставлена картина. Подобный элемент, характерный для католических храмов, едва ли не единственный в православной церкви.
В 40-х годах XIX века по приказу Николая I в России был открыт Императорский стеклянный завод, выпускающий расписной оконный декор.
Со временем арсенал мастеров обогатился масляными и силикатными красками, позволяющими художнику пользоваться богатой и яркой цветовой палитрой.
На рубеже XIX века витражная роспись перестала пользоваться спросом: стилю модерн больше соответствовала не живопись, а панно. Время и войны разрушали хрупкие стеклянные картины, казалось, это искусство больше не возродится.
Однако во второй половине ХХ века вновь возник интерес к витражам. При восстановлении старинных храмов и монастырей потребовалось заполнять оконные проёмы. Стеклянные расписные полотна для них пришлось изготавливать заново.
На рубеже тысячелетий возникли новые технологии, позволяющие наносить изображение на витринные, безопасные стёкла. Расписные витражи стали прочными и надёжными, новые краски не выцветали, хорошо переносили перепады температур и воздействие осадков. У людей появилось желание сделать стандартное помещение уникальным, придать ему оттенок индивидуальности. Стекло с разнообразными рисунками вновь вошло в моду.
Стекло, расписанное прозрачными силикатными красками, выглядит великолепно, но изготовить такое полотно может только искусный мастер. Работа производится почти вслепую: цвет краски раскрывается только после обжига.
Использование витражной росписи в современном мире многообразно. Эта не стареющая с годами технология позволяет изменить стандартное помещение, внести яркие, впечатляющие окружающих элементы.
О применение витражной росписи в различных интерьерах, вариантах использования данного декора в мебели, а также о многообразии стилевых решений в изготовлении картин из стекла можно узнать из нижеприведённого меню:
Мастера нашей студии могут предложить любому клиенту как услуги по витражной росписи предметов интерьера, так и изготовление изделий с росписью, которые можно установить в помещениях различного назначения. Наряду с новыми методиками, мы используем бесценный опыт, который история витражной росписи накопила за целое тысячелетие. Большие преимущества расписного стекла в том, что применяя одну тему декора и в интерьере, и в мебели, можно создать единый ансамбль. При этом цены витража по стеклу – одни из наиболее доступных в сравнении с другими витражными техниками.