Искусство витража средних веков

Искусство витража Средних веков - целый пласт развития творческой самобытности человечества. Внедряя новое видение применения витражей, мастера открывали новые горизонты в архитектуре, дизайне, творчестве. До нашего времени сохранилось немало шедевров витражного искусства. Мастера студии используют опыт, накопленный веками, объединяя в своих работах классические методы и современные технологии.

Искусство витража Средних веков    Искусство витража Средних веков 1  Искусство витража Средних веков 1 

Искусство витража Средних веков дало такие шедевры, как "Святой Иероним" Альбрехта Дюрера,
"Успение Пресвятой Богородицы" Эль Греко, 
"Богоматерь с младенцем" (витраж собора в Шартре)

Искусство витража средних веков: особенности технологии

Искусство витража до сих пор волнует воображение людей. Витражи готических храмов до сих пор притягивают взгляды своими ажурными окнами, которые возвышенно сияют в лучах солнечного цвета и таинственно мерцают в полумраке. Прекрасная игра цветных стекол создает особую атмосферу в интерьере, вызывая у людей трепетные эмоции и ощущение связи с неземным миром. Движущиеся блики на полупрозрачной разноцветной поверхности зрительно придают стеклу подвижность. Наверное, поэтому произведения витражного искусства так притягательны для человека, и особенно яркое впечатление они оставляли у современников Средневековья, с их мистичным восприятием действительности.
 

Как же изготавливали витражи в Средние века?

Оформление оконных проемов панно из цветного стекла было известно уже в Древнем Риме и восточных странах. Но только в средневековые времена изготовление витражей превратилось в искусство, связанное с культовым зодчеством. В эпоху Средневековья и Возрождения искусство витража получило бурное развитие. Его настоящий расцвет начался с XII века. В трактате монаха Теофила, относящемся к тому времени, в подробностях описана технология изготовления витражного окна. Стекло варили в специальной печи, одновременно окрашивая его в нужный цвет. Из стекла отливали плоский лист, который потом разрезали на фигурные пластинки согласно подготовленному рисунку. Для разделения на фрагменты использовали раскаленный железный прут. Кусочки стекла раскладывали на деревянной доске по эскизу будущего панно и затем расписывали красками, последовательно обжигая витражное полотно в печи. Элементы будущего витража прочно скрепляли с помощью свинцовой проволоки, спаивая швы. После этого детали изделия помещали в деревянную, а позже – металлическую раму. Так получался витраж.

Средневековый метод изготовления витражного окна от современных способов отличается незначительно. Главная разница – в более совершенном инструментарии.


Витражи средних веков имели свои особенности – дефекты стекла в виде неравномерной толщины, бугристости, шероховатости. Внутри стеклянных фрагментов оставались крупинки нерастворившегося песка, воздушные пузырьки. Такие погрешности средневековых стекол только усиливали игру цвета, преломляя падающий свет. Искусные мастера витражного дела умело использовали эти несовершенства стекла и добивались в своих творениях удивительной фактурности красок.

В раннем средневековье витражи собирали из стекол, окрашенных в насыщенные, чистые цвета. Чаще всего использовались желтый, белый, пурпурный, красный, зеленый цвета и их оттенки. Для получения более широкой гаммы тонов мастера-витражисты использовали многослойное стекло, накладывая друг на друга пластинки разного цвета. Отдельные участки верхнего слоя обтачивали так, чтобы показался нижний слой цветного стекла. Например, некоторые витражи Шартрского собора имеют участки из 27 слоев красного и бесцветного стекла! Проходя через такую толщу слоистого стекла, свет приобретает неповторимые цветовые нюансы. Не зря оконные витражи готических храмов в свое время сравнивались с ювелирными украшениями.

Витражи в Средние века как стартовый этап развития искусства

Первым прецедентом архитектурной готики, отражающим мистическую философию витражного искусства, стала церковь Сен-Дени. Ее строительство было завершено в 1144 году. По желанию аббата Суггерия, настоятеля монастыря, стены храма были сделаны полупрозрачными – их заменили огромные окна-витражи. Свет широким потоком проникал внутрь храма и вызывал чувство невероятного триумфа. Суггерий большое внимание уделял и изображениям на витражах, так как их созерцание было для него путем к духовному самосовершенствованию, отрешению от сует земных и приобщением к нематериальным сферам. В XII веке эта инновация в оформлении храмов стала весьма актуальна и получила особо развитие в последней трети столетия. Это был период активного строительства храмов во Франции и сопредельных католических странах. Таким образом получили начало традиции витража в европейской культуре.

С древних времен люди приписывали витражам магическую силу. В средневековых легендах встречаются описания витражей как одной из форм защиты от смертоносного взгляда василиска.


Развитие стеклоделия и расширение ассортимента красок для росписи по стеклу привели в начале XIV века к значительным изменениям в технологии средневекового витражного искусства. В произведениях мастеров-витражистов XV столетия заметное предпочтение отдается бесцветным стеклам, покрытым полихромной росписью. Витраж эпохи Возрождения – это прекрасная картина на стекле с искусным решением проблемы перспективы, с объемным и реалистичным изображением.

Витраж в эпоху Ренессанса стал украшением не только храмов и церквей, но и светских сооружений – дворцов знати, городских ратуш. До XVI века, в связи с малодоступностью и дороговизной стекла, витражные окна в жилых домах использовались очень редко. С распространением лунного способа изготовления плоского стекла в XVI веке ситуация изменилась. Этот термин характеризует следующий процесс. Мастер-стеклодув формировал шар, сплющивал его и присоединял ось ко дну заготовки. Вращением достигалось естественное изменение формы, в итоге получался диск толщиной 2-3мм (вследствие схожести диска с небесным ночным светилом способ и получил название “лунный”), при этом диаметр изделия мог достигать 1,5м. Отжиг придавал ему высокую прочность, а качество получаемого материала было достаточно высоким, чтобы использовать его в витражном искусстве. Средние века ознаменовались прорывом не только в технологической стороне производства стекла, но и в экономической. Витражное искусство стало доступно более широким массам вследствие удешевления расходного материала - стекла.

Во многих странах Европы в моду вошли небольшие витражные панно, подвешенные перед окнами домов. Они назывались кабинетными витражами и в основном изображали гербы или какие-либо важные события из жизни хозяев. Такие витражи получили наибольшее распространение в Германии, Англии, Нидерландах и Швейцарии. Итальянские витражи также известны многими шедеврами времен Средневековья.

Технологические новшества и изобретения Средних веков не только стали предпосылкой к оформлению витражного дела как самостоятельной ветви искусства. Этот длительный период в целую тысячу лет (с V по XV) дал возможность выявить новые формы прекрасного, обратить более пристальное внимание на природные материалы и фактуры и активно использовать их в творчестве. Большинство современных технологий витражного производства оформилось именно в ту эпоху и в дальнейшем претерпевало лишь некоторые усовершенствования. Это было время удивительных открытий и глубокого познания всех сфер искусства, в том числе, витражного.