Чешский мастер Альфонс Муха и особенности его творчества
Прага – это город, окутанный множеством мифом и легенд. Улицы Праги представляют собой смешение всех стилей европейского искусства архитектуры, появившихся за тысячелетие: готики, барокко, модерна, Ренессанса. Для Чехии воплощением стиля модерн является известнейший из её художников – Альфонс Муха.
Альфонс Мария Муха, известный как талантливый график, живописец и декоратор, родился в чешском городке Иванчице в 1860 году. Своё образование он получил в Брно, и после этого его взяли на работу в Вене театральным художником и декоратором. Его считают мастером и первопроходцем в рисовании рекламных афиш стиля модерн. Его работы и признание большого количества людей позволяют удивиться тому, что его взяли учиться в академию изящных искусств Праги по причине абсолютного отсутствия таланта. Но эта неурядица и непонимание со стороны профессионалов всё равно не воспрепятствовали ему стать символом чешского изобразительного искусства. И проходя по улицам Праги в наше время, вы на каждом шагу будете встречать его панно и рекламные афиши.
Альфонс Муха также прошёл обучение в Академии Художеств Мюнхена и академии Р.Жюльена Парижа. Вообще он достаточно долгое время жил в Париже – с 1887 по 1922 год, поэтому был широко известен под своим французским прозвищем – Мюша. Но он всегда при любом удобном случае напоминал о своём славянском происхождении и это можно увидеть, посмотрев страницы газет и журналов с его фотографиями. На них он всегда одет в национальную одежду – расшитую косоворотку, и подпоясан кушаком.
Нельзя утверждать, что Альфонс Муха вошёл в историю витража в Европе как самый необычный и талантливый художник, работающий в стиле модерн. Но можно сказать, что он является самым характерным представителем этого стиля, и этим он уникален. Его творчество – это азбука и образец стиля модерн. Заслугой Альфонса Мухи является популяризация данного стиля, а потому многие неразрывно связывают его имя со стилем модерн. А некоторые работы популярны и признаны во всём мире, хотя не все смогут сказать, кто является их автором.
Особую популярность снискали афиши и рекламные плакаты Альфонса Мухи. Им начали подражать ещё в то время, и подражают и сейчас. Именно они принесли ему известность, а в особенности необычные афиши для знаменитейшей актрисы Сары Бернар. Например, на афише для спектакля «Жисмонда» он изобразил её в бело-золотых одеждах, с золотыми волосами и в прекрасном цветочном венке. Такой видела она сама себя на сцене, и так же преподнёс зрителям этот образ художник.
Помимо изобразительного искусства, деятельностью Мухи были также скульптура и дизайн столовых приборов, ювелирных изделий и мебели. Кроме этого, он опубликовал книги-энциклопедии собственных декоративных творений. Первая из них имеет название «Documents decoratifs» и содержит различные узоры, этюды обнажённой натуры, наброски женских головок и образцы растительных мотивов. Сюжетом второй книги стало использование человеческого тела как декоративного элемента.
Витражное искусство Альфонса Мухи
Альфонс Муха не вошёл в историю витража в России, зато его работы помогли ему прославиться на весь мир. Одной из его известных и самых объёмных работ является дизайн торгового ювелирного дома Фуке. Его заслугой стало оформление интерьера и экстерьера этого дома, при этом использовал он в основном природные мотивы – цветы и ветки, рыбы и бабочки, кораллы и самоцветы. Главной деталью интерьера стали скульптуры двух павлинов, которые были установлены напротив витражей Альфонса Мухи.
Когда художник вернулся в родную Чехию, он продолжил создавать плакаты и афиши во французском стиле, но лица женщин, изображённых на них, приобрели славянские черты. Затем Альфред Муха стал постепенно возвращаться к монументальному творчеству, и его следующей работой стало оформление главного зала Муниципалитета Праги. На плафоне посредством витражных техник он изобразил фреску «Славянское согласие», а на столбах, поддерживающих его, – легендарных героев истории Чехии, которые были призваны выражать человеческие достоинства.
В 1931 году Альфред Муха проделал грандиозную работу по изготовлению витража для пражского собора Св. Вита. Центральным панно стало «Прославление святых Кирилла и Мефодия», на котором изображены младенец Вацлав, считающийся покровителем Чехии, и его бабушка св. Людмила. Вокруг этого витража расположены ещё тридцать шесть, на которых изображены разные сцены из жизни святых Мефодия и Кирилла. Такая композиция считается редчайшим образцом искусства церковного витража в стиле модерн.
Святая мученица Людмила, изображённая на панно с платком на шее, является покровительницей Чехии, а её внук святой Вацлав – распространителем и проповедником христианства. Многие считают, что моделью для изображения Вацлава в детском возрасте Альфонс Муха взял своего сына Иржи.
Картины Альфонса Мухи до сих пор используют для создания витражей. Они нашли своё применение в современных интерьерах домов. Главной особенностью стиля модерн является декоративность, а отличительными чертами сочетание декоративных и конструктивных деталей интерьера с природными и растительными орнаментами. Красивые вьющиеся растения и монументальные женские фигуры с кудрявыми волосами являются характерными признаками стиля модерн. Именно такой новизной этот стиль заинтересовывает наших современников. К популярным мотивам стиля ар-нуво, как ещё называют модерн, – таким водным растениям как кувшинки и лилии, добавляются геометрические фигуры – овалы, круги, квадраты.
Востребованность интерьеров в стиле ар-нуво в наше время объясняется тем, что он сочетает в себе разные материалы и возможности декорирования – стекло с деревом, камень с металлом, обои с росписью, витражи с зеркалами и так далее.