Особенности витражного искусства ХХ века
Начало XX века ознаменовалось новым этапом развития витражного искусства. Оно становится более светским. Законодателями моды и стиля теперь выступают не традиции, а отдельные художники. Элементы витражных композиций используются для оформления административных зданий, дворцов правосудия, спортивных комплексов и даже частных домов. Расширилась сфера применения витражей – стеклянные цветные композиции стали применяться в декорировании не только окон, но и межкомнатных перегородок, дверей, при создании стеклянных потолков и куполов. В это время получило свое распространение искусство витража в России.
Витражное искусство конца 19 - начала 20 в. – это переход от монументальной живописи к декоративно-прикладному искусству. Появились новые технологии обработки соединения стекла, что позволило изготавливать витражи практически любых форм и размеров.
На рубеже XIX и XX веков появились витражи в технике Тиффани. Родоначальником этой техники и выдающимся представителем стиля модерн в искусстве витража стал американский живописец, художник по стеклу, ювелир и предприниматель Луис Комфорт Тиффани. Детализированные картины природы и фигуры людей в витражах его авторства не были написаны красками на стекле, а подбирались из кусочков цветного стекла. Изобретатель новой технологии смог вернуть витражам ценность, присущую готическим картинам из стекла
Рис. 1. Шедевр витражного искусства ХХ века из мастерской Л.К. Тиффани
Тиффани смог развить достижения Джона ла Фаржа, своего соотечественника, который разработал метод под названием «стекло клаузоне». При такой технологии изготовления витража мельчайшие стеклянные фрагменты окантовывались медной проволокой и спаивались между собой оловянным припоем. Такой вид соединения позволял моделировать самые мелкие элементы рисунка, например, детали лица. Эта техника носит название копирфойл, и используется мастерами витража до сих пор. Тиффани также разработал технологию изготовления литой арматуры, позволяющей делать объемные скульптуры и витражи для каминных часов и разнообразных светильников.
Выдающихся успехов в искусстве витража начала ХХ века достиг архитектор и дизайнер Фрэнк Ллойд Райт, учившийся этому мастерству в Чикаго на фирме Луиса Салливена. Сначала Райт делал витражи в свинцовых переплетах, а затем занялся белым оконным стеклом. В ранний период своей работы дизайнер создавал витражи для окон, дверей, потолочных плафонов и осветительных приборов. Принципом его произведений была гармония стекла с мебелью, тканями, фарфором и аксессуарами в помещении. Прямолинейный стиль художника базировался на абстрактных растительных мотивах.
Продолжателями витражного абстракционизма Райта стали Тео ван Дусбюрг и Пит Мондриан, основавшие в Дании группу авангардистов «Де Стиль». В 20-30-е годы ХХ века ее лидерами были художники, работавшие под руководством Йохана Торна Приккера. Под влиянием работ ван де Велде художник перешел от живописи к дизайну, и стал работать сначала в кубистической манере, а затем поддался веяниям экспрессионизма.
Вторая половина ХХ века в витражном искусстве
В послевоенный период весь мир был вовлечен в строительство. Стремительно росла потребность в витражной росписи стекол в религиозной и светской тематике. Работы по замене выбитых и реставрации поврежденных окон соборов и церквей поручались выдающимся художникам того времени – Анри Матиссу, Марку Шагалу, Жоржу Руо и Фернану Леже. Бум витражного дела воскресил традиции этого искусства и возродил к работе художественные мастерские в городах, где были крупные соборы.
В Соединенных штатах и Европе мастера витража выбрали для себя современные художественные стили – экспрессионизм, абстракционизм и поп-арт, создавая новые технологии витражного дела.
70-е годы ХХ века – это время оригинальных скульптур цветного стекла художника Дейла Чихули. В 1971 году он стал сотрудничать с Джейми Карпентером, устанавливая неоновое освещение и создавая проекты из архитектурного стекла. Одним из таких шедевров является «Стена Конинга», сооруженная в 1974 году для одноименного музея.
Рис. 2. Витражное искусство в видении маститого художника ХХ века Дейла Чихули
В конце ХХ века ассортимент техник изготовления витражных полотен пополняется новыми методами создания изделий из стекла. Среди них – техника фьюзинга, основанная на спекании стеклянных заготовок в единую структуру. Еще одна новая техника, так называемая, английская, - пленочный витраж. Поверхность стекла оформляют пленкой требуемых цветов и форм. Имитация стекла достигается посредством богатой фактуры полимерного заменителя и клейкой металлической ленты (в подражание протяжке). Неискушенный зритель не в состоянии по одному виду отличить качественный суррогат от подлинника.
Еще одна разновидность имитации наборных полотен, получившая популярность в витражном искусстве ХХ века - заливные витражи. Основа метода - использование металлизированных контуров-полимеров, которые дают визуальное ощущение настоящей металлической пайки. Стеклянные фрагменты не нужны - на цельный лист стекла наносят лаки, которые по застывании образуют прочное глянцевитое покрытие, имеющее сходство по фактуре со стеклом. Все эти новшества появились благодаря развитию химической промышленности, усовершенствованию технологий и открытиям в самых разных областях прикладной науки. Такие процессы в производственной сфере очень характерны для ХХ века - века, в котором наука тесно сплеталась с искусством и открывала новые горизонты.
Единение старого и нового выражалось как в витражном искусстве ХХ века в целом, так и в его отдельных областях. Символом этих явлений может считаться комбинированная техника, в которой гармонично сочетаются несколько методов создания стеклянных полотен. Нередко это привычные паечные витражные техники и современная фотопечать.
Очевидно, что ХХ век стал прорывом в области дизайна и архитектуры. Стали возможными более смелые решения и эксперименты. Художники искали новые формы выражения творческой экспрессии, а витражисты - новые фактуры и технологические приемы. Наряду с классическим портретно-живописным или орнаментальным жанром в витражном полотне стали активно использовать абстракционистские, кубистские и эклектичные сюжеты. Благодаря перевороту в сознании ценителей искусства, который готовился весь позапрошлый век и был реализован в прошлом, ХХ веке, мы можем украшать окружающую нас действительность волшебством цветного стекла, ничем не ограничивая свою фантазию.