Французские витражи

Французские витражи готической эпохи по сей день считаются самыми лучшими в мире. Окна колоссальных размеров с витражами на религиозные и политические темы с аллегорическими сюжетами украшают высокие и просторные залы Собора Парижской Богоматери, соборов в Шартре, Бурже, Амьене и Реймсе. Кроме освещения этих храмов и украшения интерьеров витражи Франции также просвещали и воспитывали прихожан.

Но, несмотря на то, что витражи Франции – самые прекрасные произведения средневекового искусства, им очень долго не придавали такого значения, как станковой живописи и фрескам. До середины XII века окна в храмах были небольшими, и в них помещались только маленькие витражи с изображением одной фигуры или нескольких сценок.

Французские витражи в готических соборах

После 1150 г. стены храмов начали постепенно «растворяться» среди окон и их, в конце концов, осталось совсем немного. Такая тенденция особенно заметна во французских соборах в Суассоне, Шартре и Буржа, а также в Кентербери в Англии. Витражами в соборах были украшены огромные окна с повествовательными циклами, и их многочисленные эпизоды были подчинены единой геометрической структуре. Но окна верхнего яруса и центрального нефа изображали только одну фигуру или одну сцену. Чтобы узнать больше о витражах в соборах, перейдите по ссылке.

 

Французские витражи часто представляли собой многоэлементную картину 
  Рис. 1. Французские витражи часто представляли собой многоэлементную картину
 

Вплоть до 30-х годов XIIІ века господствующие позиции в витражах Франции удерживал ранний готический стиль. Для него характерны «текучие» складки и драпировки на одеждах, яркие краски и богатый орнаментальный декор. Впервые этот стиль претерпел изменения в работах витражного мастера Каронуса (мэтра де Сен-Шерона), а также в оконных витражах Шартрского собора. К 40-м годам XIIІ века в области изображения человеческих фигур образовался новый готический стиль, в котором четко обрисовывались складки одежд, а фигуры людей были крупными и пропорциональными. Перейдите по ссылке, чтобы узнать больше о витражах в Шартрском соборе.

 

Французский витраж XIII века 
  Рис.2. Французский витраж XIII века
 

Примером зрелой французской готики является цикл витражей хора аббатства Сент-Уэн в Руане. Работая с ажурными окнами, мастера столкнулись с рядом проблем, так как теперь нужно было создавать композицию для высокого и узкого оконного проема. К тому же «лучистый» стиль средневековых витражей предполагал четкую детализацию и орнаментальность, что требовало хорошего освещения. Иначе посетители храма не смогли бы в полной мере оценить достижения этого варианта готического искусства. Подробнее о средневековых витражах - на тематической странице.

Чтобы добиться поставленной задачи, витражисты стали делать стекла более тонкими и прозрачными, и пользоваться яркими красками. В конце концов, они стали ограничиваться цветными вставками в бесцветную прозрачную основу, отказавшись от полного заполнения оконного проема цветом. В работе над остеклением хора аббатства Сент-Уэн, техника, сочетающая цветное и бесцветное стекло, была стандартизирована.

Оконные проемы капеллы деамбулатория представляют собой бесцветные стекла с цветным бордюром и цветным включением в центре. Согласно фото витражам Франции, бесцветные элементы выложены пластинками в форме ромбов, и образуют собой сетку, подобную шпалере с изящным орнаментом из растительных стеблей. Цветные включения по центру занимают почти половину высоты окна и образуют широкую полосу, охватывающую нижний ярус хора.
 

Самое полное собрание витражей Франции находится в Галерее витражей Клода Барре в Амьене, на улице Виктора Гюго в прекрасном старинном здании (XIII в). Здесь представлены многочисленные витражи на религиозную тему, начиная с XIII века.

 

Вывеска в галерею французских витражей им. Клода Барре 
  Рис.3. Вывеска в галерею французских витражей им. Клода Барре
 

Техника французского витража

Для тонкой детализации витража Франции и добавления светотени мастера еще с Х века использовали технику росписи по стеклу. Ее еще называют «французским витражом». В этой технике использовался состав под названием «шварцлот» - темно-коричневая, почти черная краска, которую на стекле закрепляли обжигом. Никакая краска не может удержаться на стекле из-за того, что оно лишено пор. Помимо красителей из оксидов меди и железа, шварцлот содержал измельченное легкоплавкое стекло на основе свинцовых соединений. Поэтому во время обжига этот состав спекался с основным стеклом и надежно на нем удерживался.
 

Краска шварцлот изготавливалась смешиванием растертых в мелкую пыль компонентов воды, вина или растительного масла. В таком виде состав наносился на детали французского витража и после высыхания отправлялся на обжиг, после чего осуществлялась сборка витражной композиции.


Несмотря на сложность и дороговизну этой техники, ее используют до сих пор. Конечно, старинный рецепт красящего состава уже не используется, т.к. появились современные краски, которые обеспечивают даже без обжига стойкий рисунок на стекле. Техника французского витража прекрасно дополняет и классические витражи, и витражи Тиффани.