Европейский витраж: украшение средневековых соборов
В готическом периоде ХІІ века в соборах Европы создавались сложные и большие витражные композиции. Готические витражи представляли собой мозаику из кусочков стекла различных цветов. Большинство из этих витражей изображали сцены из бытовой и религиозной жизни.
Впервые готический стиль был использован во Франции - в церкви Эбут Шугер аббатства Сен-Дени.
Рис. 1. Европейский витраж аббатства Сен-Дени
Витражи Европы в ХІ-ХІІ веке
Роспись стекла, как и другие виды искусства, является одним из важных инструментов отображения личностей в истории и культуре. В готический период европейские витражи легко привлекали к себе внимание и были прекрасными повествователями библейских историй. Витраж был больше, чем просто картина, и создавал атмосферу, способствующую уединению и молитвам.
В XII в. особую популярность приобрели медальонные витражи. Они представляли собой сюжетную композицию, расположенную в квадрате или круге. В основу композиций медальонных витражей обычно были положены реальные исторические события. Такие европейские витражи были выдержаны в одном стиле с архитектурой всего здания и состояли из нескольких кусочков разноцветного стекла. Также большой популярностью пользовались витражи в иконах с изображением ликов святых. Подробнее о витражах для икон - в тематической статье.
Первые расписанные окна появились в Германии в начале Х века. Эта новинка получила широкое признание и быстро распространилась в других странах.
Рис. 2. Оконный европейский витраж
Европейские витражи Ренессанса
Наибольшее распространение витражное искусство в Европе получило в XIV-XVII вв. Витражи эпохи Возрождения имеют четкие отличия от работ готического периода. Хотя сюжеты по-прежнему имеют библейскую принадлежность. Среди витражей Ренессанса все чаще встречаются сцены из светской жизни. Знание истории костюма поможет вычислить по этим изображениям хронологию витражей.
Рис. 3. Европейский витраж эпохи Ренессанса в стиле поздней готики
Новый этап развития искусства витража в Европе
Получив толчок своего развития от неоготического стиля, в течение века европейский витраж занял важное место в декоративном искусстве. Образовавшийся в то время зажиточный класс мог позволить себе украшать цветными витражами дома, а также увековечивать на них близких людей.
Широкое развитие цветного стеклоделия обусловило появление крупных дизайнерских фирм, занимающихся изготовлением изделий из стекла. Это, например, «Моррис и К°» в Лондоне и «Л’Ар Нуво Бинг» в Париже. Но одним из самых авторитетных дизайнеров и организаторов того времени заслуженно считается Уильям Моррис.
Рис. 4. Витраж Уильяма Морриса
Витражи в Европе ХХ века
В искусстве ХХ века декоративная роль европейская храмовая живопись и витражи нашли свое дальнейшее развитие. Благодаря большому интересу общества к красоте и искусству, витражное искусство уже в начале века стало очень популярным. В 50-е годы широко известными и востребованными становятся работы, которые можно назвать ностальгией по средневековью. Чтобы узнать больше о витражном искусстве XX века, перейдите в соответствующий раздел.
В это время большую популярность приобретают витражи известных мастеров Латвии и Литвы: Э. Вейланда, Е. Вине, А. Гар-Баускаса, К. Моркунаса, А. Стошкуса и др. В Швейцарии создается школа живописи по стеклу. Во Франции в середине века группа художников начинает заниматься росписью оконных стекол. В эту группу входили известные мастера витражного дела. Среди них – Фернан Леже, создавший в 1957 г. знаменитую «Девушку с голубями»; Жак Вийон, который в 1957 г. расписал окна собора в Меце; Герен – автор витражей для выставки в Монреале в 1967 г.
К концу ХХ века появляется новое поколение мастеров витражного дела, стремящихся объединить в своих работах архитектурные и живописные элементы.