Витраж для иконы

Витраж иконы, выполненный из кусочков цветного стекла украшал своим внешним видом окна христианских храмов Запада и Востока с глубокой древности. Благосклонность российских императоров к витражным иконам на стекле в XIX веке способствовала их распространению и в российских церквях, при этом они не противоречили духу православия и стали органичным убранством храмов России.

Свое широкое распространение иконы в витражах получили еще и потому, что в православии стекло является символом светоносности. Этот материал способен полностью воспринять и пропустить через себя солнечный свет – своеобразный символ божественной благодати и донести его до молящегося. Если в живописи для отображения света художнику необходимо использовать определенные приемы, то витраж сам по себе несет свет. Такая икона является светоносным образ на стекле, и в этом ее преимущество перед иконой на непрозрачной основе.

Появление икон с витражами в России

Витражи в православных храмах изначально рассматривались как иконы, написанные на прозрачном стекле. В XVIII-XIX вв. иконы стали делать не только на холсте и дереве, но и на металлических пластинах, фарфоре и стекле. Первые цветные витражи-иконы появились в российских церквях уже в 30-х годах XIX века. На это повлияло и решение Николая I иметь в храмах окна с живописью и стеклянные образа. Храмы в те времена освещались слабо и запрестольные иконы были плохо видны во время службы. В связи с этим возникла идея установить образ в алтарном окне, чтобы он освещался солнечными лучами. Такой замысел был осуществлен при возведении Исаакиевского собора в Петербурге – в алтарном окне установили витраж иконы Воскресения Христова. Этот образ из цветного стекла был создан в Германии, так как в России еще не было такого стекольного производства, которому по силам был бы такой сложный заказ. Узнать больше о средневековых витражах можно, перейдя по ссылке.

Изображение будущего витража было согласовано со Священным Синодом и в 1847 году он был установлен в алтарном окне собора. До сих пор этот витраж является одной из крупнейших стеклянных картин в России и одним из лучших витражей мира. Когда в Исаакиевском соборе шла служба, открывались Царские врата: в сияющих одеждах и светящимся нимбом над головой перед верующим представал Иисус Христос. Казалось, что он сходит прямо с небес и это впечатление не могло не потрясти верующих. Похожие иконы в витражах с изображением Воскресения Христова позже появились и в других российских храмах. Узнать больше о лучших витражах мира можно, перейдя на тематическую страницу сайта.
 

В России сияющими витражами-иконами были украшены храмы императорских и великокняжеских дворцов и даже домовые церкви.

 

Витраж иконы Воскресения Христова 
  Рис. 1. Витраж иконы Воскресения Христова

Послереволюционные витражи икон

После революции 1917 года, когда велась борьба с церковью, были разрушены многие православные храмы вместе со всем их убранством. Часть витражей, сохранившихся чудесным образом, находится сегодня в музеях, а некоторые даже красуются в алтарных окнах на своих родных местах. Мало кто знает об этих иконах-витражах, ибо они не числятся в красочных каталогах и о них не написаны книги. Некоторые старинные русские витражи икон и вовсе остались неизвестными историкам, священникам и верующим.

Иконы с витражами в России XIX-ХХ вв.

Сегодня многие витражные иконы реставрируются, а некоторые даже заново создаются согласно сохранившимся старинным фотоснимкам и чертежам. Так был восстановлен древнейший витраж-икона дореволюционной России - запрестольный образ в Великокняжеской Усыпальнице Петропавловского собора в Петербурге. Он был утрачен во времена Великой Отечественной войны. В XIX и начале XX века запрестольные витражные иконы были установлены в сотнях храмов в России и за ее пределами.
 

Художники, занимавшиеся эскизами росписей и проектами внутреннего убранства православных храмов, стали обращать все большее внимание на витражное искусство. Созданием проектов для стеклянных картин занимались В.М. Васнецов, В.Д. Сверчков, Н.А. Бруни, Т.А. Нефф, К.С. Петров-Водкин.


Благодаря светоносности стекла, уже в начале XX века создавались целые иконостасы-витражи. Одним из таких произведений витражного искусства был огромный иконостас в церкви Св. Иулиана Тарсийского, которая находится в Царском Селе под Санкт-Петербургом. Алтарная перегородка этой композиции были сделана из цветных стекол и украшена росписью по стеклу. Икона и сам иконостас, к сожалению, не сохранился до наших дней.

Пожалуй, одним из лучших витражей в соборах является изображение Воскресшего Спасителя. Эта картина из цветного стекла размерами 12х6 м находится в храме "Всех Святых Черниговских". Она была создана по заказу Черниговской Епархии Украинской Православной церкви. Монументальный стеклянный образ является верующим внутри храма в потоках света, а снаружи выглядит цветной светящейся мозаикой. Эту необыкновенную икону-витраж, освященную в 2007 году, создали мастера московской студии Светланы Михайловой. Чтобы узнать больше о витражах в соборах, перейдите по ссылке на тематическую страницу.

 

Витраж иконы с изображением Воскресшего Спасителя 

    Рис. 2. Витраж иконы с изображением Воскресшего Спасителя  
 

Актуальность витражных икон

Витражное искусство для икон в наши дни возрождается. Выполняется реставрация витражей с уцелевшими образами и создаются новые, а также используется роспись по стеклу. Иконы-витражи могут быть грандиозных и небольших размеров, кроме того они подходят для церковных окон, иконостасов и киотов. Икона с витражами -светоносный образ, непревзойденный для украшения храмов и церквей.