Византийские витражи

Византийские витражи берут свое начало с 4 в. н. э., когда в Византии стало интенсивно развиваться стекольное ремесло. Классическое искусство витража в нашем понимании, берет свое начало в Европе средних веков. Однако странами родоначальниками, где зародилось мастерство соединения разноцветных стекол в примитивные композиции, были Византия, Сирия и Иерусалим, а позже – и страны Западной Европы. В те времена люди еще не умели изготавливать большие стекла, поэтому соединяли в художественные композиции небольшие стеклянные кусочки. Отсутствие развитого стекольного производства привело к рождению прекрасного искусства витража.

Развитие византийского витража

Византийский витраж в монастыре Святого Павла 
  Рис. 1. Византийский витраж в монастыре Святого Павла

После того, как в 336 г. стеклоделы получили от Константина Великого весомые привилегии, в Византию стали стекаться мастера этого дела. Пятьсот лет Византия была европейским центром стекольного производства. Здесь был усовершенствован старинный метод изготовления цветного стекла, который использовался еще в Древнем Египте. После того, как в 537 г. н. э. цветными старинными витражами были украшены окна собора Св. Софии, стеклянные цветные картины стали широко использоваться в окнах строящихся храмов. Перейдите по ссылке, чтобы узнать больше о старинных витражах.

Среди известных нам витражей Византии самый первый был обнаружен в Англии, в монастыре Святого Павла. Эта работа датируется 686 г. н. э. Но нельзя не отметить тот факт, что попытки создания картин, напоминающих витражи, предпринимались и до того. Например, в базиликах раннего христианства - V-VI вв., окна были заполнены тонкими прозрачными пластинами из камней – алебастра и селенита. Элементы подбирались так, чтобы получился красивый полупрозрачный орнамент.

Живопись того периода, длившегося около двухсот лет, отражала сформировавшийся классический византийский стиль. Он был призван прославлять величие феодализированной Византийской империи, ее растущую экономическую и военную мощь и международный авторитет. Центральная власть диктовала свои интересы, поэтому в искусстве была установлена система строгих правил и регламента.

Особенности мозаичного византийского витража

Византийская мозаика – это храмовое искусство. По сравнению с римской мозаикой, она стала менее реалистичной, более условной. Объектом изображения теперь являются не реальные люди и предметы, а христианские святые, чьи образы были не так известны и конкретизированы, как их деяния. Мастера византийского витража не копировали мир, как это делалось в античные времена, а моделировали его по образу реального.

В то время архитекторы отдавали предпочтение окнам небольшого размера. И для того чтобы наполнить церковь светом, оконные витражные мозаики из красных и синих стекол окружались белым стеклом. Большинство храмовых окон были заполнены образами и отдельными фигурами в несколько ярусов, которые группировались в
круг.

Особенности византийского витражного стиля

Византийский витраж Святого Кирилла 
  Рис. 2. Византийский витраж Святого Кирилла

Для византийских витражей и самого византийского стиля характерны изобилие красок, мерцание света и повышенное внимание к духовности. Очень хорошо классическая монументальность, переплетенная с византийским стилем, передается в часовне Тринити (при Царе Езекия), Кентерберийском соборе (Англия с 1220 года и престол Карла великого), Страсбургском соборе в Австрии.

Художественное византийское витражное искусство включало в себя элементы культур Древней Греции, Древнего Египта и Древнего Рима. Была создана целая система, регламентирующая характер архитектуры церквей, а также содержание и порядок размещения внутри храмов иконографий святых и различных религиозных сцен. В Византии сложился особенный тип храма – крестовокупольный. Ему была присуща особая торжественность парадность архитектурных форм – и снаружи, и внутри здания.
 

Особенностью византийского витражного стиля было восприятие пространства не в бытовом представлении. В первую очередь, при организации внутреннего пространства внимание здесь уделялось созданию неземного впечатления. Это достигалось с помощью парящего купола, двухъярусных аркад, мозаики, ажурных каменных резьбовых украшений.


Соединительным звеном между Богом и верующими в догматическом церковном представлении стали витражи для икон. Классический религиозный стиль иконопись в византийском искусстве сложился в IX-XI вв. Позднее средневековье стало временем, когда был доведен до совершенства синтез культовой архитектуры, фресок, витражей, иконописи и мозаики, отражающий главную идею христианской религии – божественное происхождение
мира. Чтобы узнать больше о
витражах для икон, перейдите по ссылке.