Особенности применения витражей как декоративного элемента храмов России
Весь XIX и начало XX века известны как эпоха широкого распространения витражей, как в русской, так и в европейской архитектуре. Окна интерьеров самых различных исторических стилей: «русском», «средиземноморском», «готическом», «восточном», а позже и в стиле модерн, были украшены различными узорами и фигурами. При постройке бытовых зданий не было никаких ограничений и жёстких правил для использования витражей. Всё зависело только от пожеланий заказчика, и в любом помещении могло появиться причудливое и оригинальное произведение искусства из разноцветного стекла.
Панно из цветных стёкол устанавливались и в храмах. Причём неожиданностью стало то, что витражи устанавливали не только в католических, но и в православных храмах, и таких храмов было достаточно большое количество. Как, когда, и главное, по какой причине витражи, являющиеся неизменным атрибутом католических церквей, «проникли» в православные, учёные не могут выяснить до сих пор.
Известным фактом является то, что в древнерусском зодчестве витражи практически не использовались. История витража в России берёт своё начало только в XIX столетии. Основным направлением при строительстве зданий в то время была эклектика, также называемая историзмом. При отделке здания или создании интерьера использовались традиции определённой исторической эпохи, как пример, барокко, Ренессанс или средневековая готика. Конечно, выбор стиля и предметов, создававших его, зависели от разных причин, и на первом месте были пожелание заказчика и степень развития историко-архитектурной науки. Именно она определяла выбор предметов, по мнению архитекторов и художников, свойственных данной исторической эпохе.
Выбор архитектурного стиля для церкви, храма или иного церковного сооружения в XIX веке основывался, прежде всего, на принадлежности здания конкретному религиозному течению. Храмы иных, неправославных конфессий с 1830 года и вплоть до начала XX века строились в России чаще всего в стиле романского или, что бывало чаще, зодчества в стиле готики. Витражи в храме европейской средневековой архитектуры были обязательной принадлежностью интерьера. И в XIX веке они также нашли своё место в неправославных храмах. Во многих лютеранских и католических церквях были окна с живописью. Ассоциации между готикой и витражом в первой половине XIX века были неразрывны, и в православных храмах, построенных в готическом стиле, неизбежно появлялись витражи с цветными стёклами.
Однако витражи появлялись и в храмах других архитектурных стилей, например, «византийских». Такое появление было основано на представлениях архитекторов того времени о византийской культуре. Древние рукописи, сохранившиеся до того времени, позволили еще в XIX веке узнать о витражах в храме Святой Софии в Константинополе, считавшемся главным храмом восточно-христианского мира. Прокопий Кессарийский ещё в VI веке описал необычную красоту солнечных бликов, проходивших через цветные стёкла окон этого храма. Скорее всего, в то время уже знали и о сохранившемся до наших дней полихромном декоративном способе остекления части византийских церквей. В XIX веке на основе имевшихся фактов и сохранившихся свидетельств сформировалось мнение, что в Византии было доведено до совершенства искусство рисования красками по стеклу, и чаще всего оно применялось к церковным работам. В частности, в Константинопольском храме Св. Софии большинство икон были писаны по стеклу. Именно поэтому многие храмы в России, построенные в «византийском» стиле, предполагалось украшать витражными иконами. Например, неосуществлённый проект собора св. Александра Невского архитекторов В. А. Шретера и А. Л. Гуна в Тифлисе с разноцветными окнами стёклами окон, датированный 1866 годом. А в 1880-х годах архитектором А. А. Парландом в Троице-Сергиевой пустыни Петербурга была возведена церковь Воскресения в «византийском» стиле с витражными фигурными окнами. Имеются и другие примеры. Таким образом, витражи «византийских храмов» XIX века появились благодаря историко-научному подходу к формированию стиля архитектурных сооружений. Наука XX века опротестовала это утверждение, установив, что так называемые византийские витражи в действительности не украшали храмы Византии, а их характерным элементом были едва мерцавшие в полутёмных помещениях мозаики.
Витражи в храмах Древней Руси и Российской Империи
Древнерусское архитектурное наследие, которое активно изучали в XIX веке, почти не давало поводов, чтобы считать витражи активным элементом декора в православных храмах. Остекление окон цветными вставками в Древней Руси было чрезвычайно редким событием, и даже сегодня, несмотря на многочисленные археологические исследования, церковные витражи древности считаются единичным явлением.
В православных храмах витражи стали широко использоваться лишь после установки большого полотна в Исаакиевском соборе, чей архитектурный облик сформировался под влиянием нового времени и классицистических архитектурных сооружений в Европе.
Таким образом, витражи в архитектуре Древней Руси были нечастым явлением, а витражи в храмах – вообще величайшей редкостью. Немногочисленные факты, имеющиеся у современных исследователей, говорят о том, что витражи в церквях были скорее исключением из правил, чем обычной вещью в общепринятых строительных нормах той эпохи. Препятствиями для этого вида искусства в то время были не только природно-климатические условия, но и абсолютно другая планировка храмов, обстановка православного богослужения, сильно отличающаяся от католического, и слабое, в сравнении с западноевропейским, развитие стеклоделия.
Помимо этого, в христианстве любое изображение Богоматери, Иисуса Христа или святых считается иконой, вне зависимости от того, написано ли оно на стене, является оформлением книги, или собрано из кусочков стекла. Любой витраж со святыми ликами в церкви с этой точки зрения представляет собой икону на стекле, и запрет в восточно-христианской традиции на подобные изображения помешал широкому распространению храмового витража.
В XVIII веке отношение к витражной иконе постепенно изменяется. К ней начинают относиться не только как в древности: к предмету почитания и поклонения, она становится уже предметом искусства, который ценится в той степени, в какой искусна техника его изготовления.
Как это ни парадоксально, но свой вклад в распространение витражных полотен в православных храмах внесли и постройки эпохи классицизма. Характерные для них окна-люминарии стали в некотором смысле «проводниками» витражей в храмы православной церкви. Эти окна имеют древнюю историю, которая связана с символикой света в православной религии. Первые храмы христиан были подземными, и в средней части крипты в куполе вырезалось отверстие, благодаря которому помещение освещалось лучами солнца. Центром массивного купола Пантеона в Риме также является открытый люминарий.
В декоративном оформлении храмов Санкт-Петербурга в эпоху классицизма витражи использовались довольно активно, но, обычно они были закрыты жёлтым стеклом. Это было необходимо для имитации солнечного освещения с его теплой цветовой гаммой. Иногда поверх стекла гравировали изображение Всевидящего Ока.
В это же время в Европе церковные витражи не пользовались популярностью и противоречили эстетике XVIII века. Благодаря жёлтым стёклам в храмах эпохи русского классицизма лучи не меняли внутреннюю атмосферу покоя и умиротворения, не влияли на восприятие строгих, выдержанных цветом интерьеров и религиозных картин. Такие круглые жёлтые окна с гравировками даже отдалённо не напоминали готические витражи с их чистыми сочными красками и воспринимались только как декоративный элемент интерьера. Но прецедент был создан, и цветные витражи с изображениями заняли определённое место в православных храмах.
Алтарные окна в церквях имеют не меньшее значение, чем окно-люминария в куполе. Освещение пространства в алтарях всегда имело особое значение. Даже в XVII веке, когда красивейшие ренессансные и средневековые витражи в Европе безжалостно уничтожались, в соборе св. Петра, находящемся в Риме, в алтарном овальном окне сверкал золотисто-жёлтый витраж с изображением голубя, символизирующим Святой Дух. В русском православном храме за престолом обычно располагают икону, посвящённую Спасителю, так называемую заалтарную, алтарную или запрестольную. В XIX веке икона в храме являлась религиозной картиной, для лучшего восприятия ее требовалось достаточное освещение. Это обстоятельство и обусловило то, что в 1837 году К. П. Брюллов предложил пробить стену алтаря Казанского собора Петербурга, и установить в получившемся проёме витраж. Аргументом для этого было недостаточное освещение собора, при котором обыкновенная картина теряла свое величие. В 1841 году Л. фон Кленце и О. Монферран оспаривали друг у друга первенство идеи о витражном полотне в алтаре Исаакиевского собора. Этот спор был неуместен, ведь идея имела актуальность в рамках существующих тенденций и рано или поздно была бы реализована. Не последнюю роль в её популярности в 1830-1840 годах имело желание императора Николая I видеть в русских церквях окна с живописью и стеклянные образа.
Таким образом, различные виды витражных техник получили новое применение в храмовой архитектуре. Слияние различных элементов обстановки западно- и восточноевропейских храмов, а именно православных заалтарных икон и витражей из костелов и католических соборов, стало предпосылкой для появления религиозных стеклянных полотен-икон. Первым примером этому стало появление витража в Исаакиевском соборе, который изображал воскресшего Иисуса Христа.
Витражи появились в обстановках как новопостроенных, так и уже давно существовавших православных храмов. Их можно было увидеть в монастырских, соборных, приходских и домовых церквях, в храмах учебных заведений, фабричных и заводских предприятий, государственных учреждений. Часто они носили орнаментальный характер, реже встречались изображения святых, а ещё реже – целые сюжеты.
Витражи стали применять не только в столичных храмах, но и в разных городах страны, хоть это и было значительно реже из-за патриархального образа быта. Существовавший дефицит материалов для витражей и их дороговизна в древности стали причиной того, что многие старинные храмы имели самое тривиальное бесцветное остекление. Но во второй половине XIX в. в большинстве церквей обычное стекло XIX века заменили на цветное.
Ко второй половине XIX века витражи уже прочно стали частью обстановки православных храмов России, и не только. К великому сожалению, до нашего времени остались всего лишь десятки из сотен разноцветных окон храмов, наполнявших необыкновенным светом их пространство. Но традиция витражного декора религиозных заведений благополучно миновала эпоху атеизма, и в наше время они по-прежнему украшают многие православные храмы.