Архитектурные витражи XI- XII веков
До середины XII века окна храмов были небольшими, поэтому в них встраивали маленькие витражи, изображавшие одну крупную фигуру или несколько небольших сценок. После 1150 года стены постепенно стали уступать место стеклу, и размеры окон достигли больших размеров. Архитектура даже стала сводиться к каркасам для окон. Эта тенденция получила пик своего развития в конце XII века, когда были построены соборы в Шартре, Бурже, Суассоне (Франция) и в Кентербери (Англия).
Огромные окна этих храмов представляли собой архитектурные витражи с повествовательными циклами, эпизоды которых подчинялись единой геометрической структуре. Но верхний ярус в центральном нефе соборов содержал средневековые витражи с изображением либо одной фигуры, либо одной или двух сцен. Перейдите на страницу, посвященную средневековым витражам, чтобы узнать о них больше.
Самый распространенный сюжет в архитектурных витражах XII-XIII веков – притча о блудном сыне. Начало этой притчи изображает витраж собора в Бурже, где герой изображается типичным аристократом своего времени. Дальнейшие события притчи представлены в сценах, вписанных в маленькие медальоны и большие квадрифолии. Промежутки между ними полностью заполнены орнаментом, а весь витраж обрамляет бордюр из пальметок.
В Швейцарии, в Лозанне есть собор, южный рукав трансепта которого украшен окном-розой. В этой великолепной витражной композиции изображены структуры мироздания, как их представляли люди в XIII веке. Вселенная на этих витражах-розах в соборах олицетворяется Солнцем, луной, Землей, знаками Зодиака и четырьмя стихиями. Течение времени на этих архитектурных витражах обозначено образами времен года и трудов, связанных со всеми месяцами.
Рис. 1. Архитектурный витраж в Лозанне
Витражи в архитектуре собора Сент-Шапель изображают всю историю мира посредством нескольких сотен сцен. Здесь изобилуют сюжеты с аллюзиями на монархов Франции, устанавливая ассоциации французских королей с ветхозаветными царями и Иисусом Христом.
Рис. 2. Архитектурный витраж в соборе Сент-Шапель
В хоре собора в Эвре, который расположен к юго-западу от Руана, находится сохранившийся до наших дней выдающийся образец витража в архитектуре той эпохи. Верхний ярус хора украшен витражами. Все три окна восточной стены полностью заполнены цветным стеклом. Центральное окно изображает Мадонну с Младенцем Иисусом и Иоанна Крестителя, левое – Коронование Марии, а правое окно – Благовещение. Изящество этих работ достигает такого великолепия, что их можно назвать оригинальным достижением мира витража в архитектуре. Более подробно и мире витража - на тематической странице нашего сайта.
Рис. 3. Архитектурный витраж собора в ЭвреРис. 3. Архитектурный витраж собора в Эвре
Глубина религиозных чувств людей, живших в ту эпоху, как нельзя лучше передана в витражах Кафедрального собора и в секции монументального Распятия в хоре собора Санкт-Стефан в Вене. Архитектурный витраж с изображением Богоматери и Иоанна Крестителя вызывает эмоциональное напряжение, а темно-красный фон витража в соборе усиливает божественный эффект этой необычной картины на стекле. Подробнее о витражах в соборах - на тематической странице нашего сайта.
Рис. 4. Архитектурный витраж «Моисей у горы Синай» в Кафедральном соборе Кельна
«Интернациональная готика» XV века
Выдающимися образцами стиля «интернациональная готика», или «мягкий стиль», сформировавшегося в начале XV века, являются Королевское окно в хоре собора Эвре (1390-1400 гг.) и большое окно в приемной Люнебургской ратуши (1410 г.). Ратуша является местом, где сохранился редчайший образец монументального витражного архитектурного искусства на тему «Девять великих». В позднем средневековье Карл Великий и король Артур прослыли идеальными правителями, поэтому их часто изображали в ратушах.
К середине XV века в витражном искусстве стало заметным влияние фламандской станковой живописи. Витражный декор святой капеллы собора Буржуа – тому пример. В традициях монументального витража фигуры архангела Гавриила и Девы Марии помещены на передний план, не занимая всего пространства картины.
Влиянию фламандской станковой живописи в то время подверглось и немецкое витражное искусство. В 1481 году Петер Геммель создал прекрасный цикл витражей в архитектуре нюрнбергской церкви Санкт-Лоренц. В центре композиции изображено «Мистическое бракосочетание Святой Екатерины». В этой работе элегантность изображения фигур сочетается с безупречной техникой витража. Эти работы можно назвать достойным финалом эпохи позднеготического витража.