Витражи собора парижской Богоматери

Витражи собора Парижской Богоматери по праву считаются одними из лучших творений такого вида искусства. Собор Нотр-Дам де Пари является духовным центром Парижа. Его строительство было начато в 1163 году. Первый камень будущего собора был заложен папой римским Александром ІІІ. Возведение собора завершилось в середине XIV века, причем первоначальный план этого храма был намного изменен. Здание завершенного собора имеет все черты зрелой готики.

Здание возводилось под руководством нескольких зодчих. Над этим культовым шедевром трудились Жан Шель, Пьер де Монтрейль, Пьер де Шель и Жан Рави. В благородном деле возведения собора приняли посильное участие многие люди. Пожертвования на его строительство вносили и король, и епископы, и простой люд.

Освещение главного алтаря храма состоялось в мае 1182 года, а к 1196 году собор Парижской Богоматери был практически построен. На вторую четверть XIII века пришлось возведение 69-метровых башен храма. Собор имеет колоссальные размеры (130 метров в длину) и способен одновременно вместить почти 9 тыс. человек.

Особенности собора Парижской Богоматери

Фасады этого архитектурного шедевра украшены скульптурами, особо пышно оформлены порталы здания. Все скульптуры отображают историю христианства, начиная от грехопадения, и заканчивая Страшным судом. 28 статуй, находящиеся в галерее Королей, - это отличные копии оригиналов, которые были разбиты при французской революции.

 

Рис. 1. Помимо витражей, собор Парижской Богоматери
знаменит скульптурами и статуями

 

Наиболее известными статуями из убранства фасадов собора Парижской Богоматери являются химеры – мифические существа, которых авторы, жившие в средние века, наделили внутренней психологией. Впечатление от вида химер довольно жуткое, что дополняется ощущением мрачности и холода от серого цвета камня, преобладающего в интерьере Нотр-Дам де Пари.

Знаменитые витражи собора Парижской Богоматери

Ранее в соборе было достаточно темно, поэтому центральный неф плохо освещался. В связи с этим в его боковых стенах были пробиты новые окна. Центральный неф собора Парижской Богоматери возвышается на 35 метров. При небольшой ширине и легкости конструкции свода такая высота создает необыкновенное чувство величия.

Настенных расписных витражей в соборе Парижской Богоматери нет, что характерно для готических храмов. Единственный источник света и украшение внутреннего убранства – это многочисленные витражи собора Нотр-Дам де Пари в переплетах стрельчатых окон и окна-розы. Проникая через цветное стекло витражей в соборе, солнечный свет заливает зал целым спектром оттенков и смягчает однотонность внутреннего убранства храма. От этих цветных лучей создается ощущение феерической роскоши и особой таинственности. Чтобы узнать больше о витражах в соборах - перейдите на соответствующую страницу нашего сайта.

Витражные композиции собора Парижской Богоматери созданы в полном соответствии с канонами средневековья. На окнах хора изображены сцены земной жизни Иисуса Христа, а витражи боковых стен изображают фрагменты из жития святых. На высоких окнах центрального нефа красуются витражи с изображением патриархов, апостолов и библейских царей. Боковые капеллы собора повествуют о земной жизни Девы Марии.

 

Фото витражей в соборе Парижской Богоматери
Рис. 2. Фото витражей в соборе Парижской Богоматери

 

Одним из лучших витражей не только собора, но и мира, являются окна-розы. Они огромны: их диаметр составляет 13 м. На таких витражных розах Нотр-Дама де Пари изображены почти 80 сцен из Ветхого Завета. Причем окна имеют свою историю и символичность. Круглые окна с витражами символизируют собой венки из роз, а сердцевина этого цветка является символом присутствия Бога в материальном мире. Узнать больше о других лучших витражах мира можно, перейдя на соответствующую страницу.

Так как запад в средние века считался стороной демонов, то для человека, находящего внутри Нотр-Дам де Пари, его западный фасад означает «темную сторону». При закате солнца горящее всеми радужными цветами окно-роза ярко выделяется на фоне серой стены нефа. Но оно не освещает помещение, а лишь расцвечивает его, что символизирует видимый свет Евангелия.

В Нотр-Даме де Пари витражные окна-розы поперечного нефа (трансепта) имеют собственную символику. При реставрации их хотели сделать белыми, но по настоянию Проспера Мериме, они все же были сделаны похожими на средневековые.

История витражей собора Парижской Богоматери

Среди витражей собора Нотр-Дама, к сожалению, осталось мало подлинных. Разбитые и пострадавшие за всю историю храма оригинальные французские витражи были заменены новыми работами мастеров витражного дела в середине ХІХ века. До наших дней практически в своем первоначальном, средневековом виде дошел только главный витраж – окно-роза, расположенное над входом в Нотр-Дам де Пари. В центре этого витража изображена Богоматерь, ее окружают достоинства и грехи, знаки зодиака и сцены сельских сезонных работ. Подробнее о других французких витражах - в тематическом разделе нашего сайта.

Сохранившийся витраж собора Парижской Богоматери 
  Рис. 3. Сохранившийся витраж собора Парижской Богоматери

 

К сожалению, и сам собор не смог в целости «дожить» до наших дней, как и его бесценные витражи. Собор Парижской Богоматери во времена французской революции пострадал больше других культовых сооружений Франции из-за ненависти руководителей масонской организации. Здание храма было сильно повреждено и могло со временем разрушиться полностью, поэтому в 1841 была начата полная реставрация собора Нотр-Дам де Пари. Восстановительные работы завершились в 1864 году, в ходе реставрации были убраны примыкавшие к собору постройки, а перед фасадом здания построена площадь, существующая и поныне.