Распространенное использование цветного стекла для украшения окон отмечено со времени признания христианства официальной религией Римской империи - в конце IV века. В то время строительство храмов велось очень оживленно, и витражное искусство росписи по стеклу стало одним из основных средств их украшения.
Согласно истории появления витража, роспись и раскраска стекол были изобретены в Византии, потому что окна собора Святой Софии (537 г. н. э.) в Константинополе полностью были застеклены цветными витражами. В V-VI веках цветные стекла красовались в храмах многих городов Галлии, и оттуда витражное искусство быстро распространилось в другие страны.
Рис. 1. Окна собора Св.Софии занимают определенное место в истории возникновения витража
История возникновения витража в средневековье
В своем классическом исполнении витраж, по мнению историков, появился в Германии примерно в Х веке. Средневековые витражи украшали, в основном, соборы и представляли собой вставленные в свинцовые переплеты пластинки разноцветного стекла. Лучи солнечного света, проникая внутрь соборов через стекла витража, играли всеми цветами радуги и создавали у прихожан необыкновенное ощущение одухотворенности и чувство восторга. Перейдите в раздел средневековые витражи, чтобы узнать о них больше.
Цветное стекло получило распространение и в арабском искусстве. В Азии и странах Среднего Востока храмы украшали панджара - окна с ажурными решетками, просветы которых были заполнены цветными стеклами. С XI века витражные окна европейских храмов стали содержать не только орнаментальные украшения, но и изображения людей. Ведь витражный мир христианства, в отличие от религии мусульман, не запрещал иконопись и проявлял интерес к изображению фигур людей.
Самый пышный расцвет искусство витража получило в период правления трех французских королев – с 1137 по 1252 год. Такой профессии, как витреариус, тогда еще не было, и первые витражи изготавливали для королев французские ювелиры. Дилетанты в витражном деле, они подбирали друг к другу цветные стекла, словно камни в ювелирных украшениях, и создавали витражи, с которыми по красоте не могут сравниться даже современные картины из стекла. Элементы этих витражей казались драгоценными камнями, и сияли насыщенными цветами. Широкие веера синих, красных, золотых лучей словно омывали стены дворцов и соборов, создавая ощущение возвышенной таинственности. Часто цветные изображения дополнялись бесцветными стеклами, и тогда обычный свет, проникавший через витраж собора, воспринимался как неземной и духовно значимый. Подробнее о витражах в соборах - в тематической странице нашего сайта.
История возникновения витражей в эпоху Возрождения
Постепенно искусство витража, как и искусство вообще, стало проникать в гражданские здания и жилища самых зажиточных горожан. Особенно популярным стал витраж в эпоху Возрождения. Великолепными картинами из стекла украшали замки и дворцы, общественные здания и дома богатых людей. Витражи, как правило, имели светскую тематику. Это – геральдика, исторические события, мифология, героика, пейзажи, любовные сюжеты. Реже использовались библейские темы. Витражное искусство обрело популярность и в Италии, Польше, Швейцарии, Англии.
В России история появления витража берет свое начало с ХI-ХIII веков. В то время витражи были не так распространены, как в Европе, но их можно было увидеть в церквях Галича, Новгорода и Гродно. В 1634 г. под Москвой, в Духанино был открыт стекольный завод. Под содействием М.Ломоноса под Ораниенбаумом была открыта фабрика по изготовлению цветного стекла.
История возникновения витражей в XIX-XX веках
В конце XIX - начале XX столетий первые витражи пережили второе «рождение» благодаря новой волне популярности среди ценителей этого вида изобразительного мастерства.
Английский теоретик и практик художественных ремесел Уильям Моррис сумел возродить старые технологии и эстетику классического витража. В эпоху ар-нуво витраж стал видом монументальной живописи. Известные витражисты Луи Комфорт Тиффани и Ля Фарж из Америки изобрели новый вид стекла и способ соединения разных по форме цветных стекол в одну композицию. Для этого использовалась медная фольга, которой обворачивали края элементов витража, а затем спаивали их. Этот вид соединения дал возможность создавать не только плоские витражные композиции, но и объемные формы.
В начале XX в. проектированием лучших витражей мира занимались такие талантливые архитекторы и художники, как Фрэнк Ллойд Райт, Анри Ван де Вельде, Чарльз Рени Макинтош, Пит Мондриан, Пауль Клееа. В середине века витражным делом заинтересовались Анри Матисс, Марк Шагал, Фернан Леже, Жорж Руо. Перейдите в раздел известные витражисты, чтобы узнать о них больше.
Рис. 2. Техника Тиффани благодаря своим особенностям повлияла на развитие истории витража
Новые технологии строительства и стеклообработки и применение для склейки эпоксидных смол дали возможность широко внедрить современные витражи в архитектуру. В наше время искусство из стекла используется не только в общественных местах, но и в домах и квартирах многих людей. Его применяют не только в окнах, но и в межкомнатных перегородках, светильниках, дверях, а также в качестве дверных и мебельных вставок. Пользуются популярностью витражные потолки с подсветкой. Благодаря истории создания витража, сегодня возможно создание эксклюзивных сувениров и скульптурных изделий из цветного стекла.