Актуальность витражного искусства
Витражное искусство в современном интерьере
Искусство витража довольно часто применяется для создания современных интерьерных решений. Основным материалом для создания витражей является стекло. Его небольшие кусочки окрашивают в разные цвета или подбирают из готовой палитры материала, окрашенного фабричным способом, согласно заранее подготовленному эскизу. Затем рисунок собирают и вставляют в раму или выполняют монтаж, декорируя предмет мебели или интерьера.
Сегодня, витражное искусство пользуется невероятной популярностью. Современные витражи можно увидеть не только на окнах и дверях, ими украшают подвесные потолки, декоративные перегородки, лампы, фонари и купола. В свете солнечных лучей или с помощью подсветки цветное стекло очень оригинально вписывается в любой интерьер и придает любому помещению дома или офиса уникальный и эффектный вид.
Средневековье – расцвет витражного искусства
Средневековое витражное искусство оставило богатое наследие
Первые витражные окна появились еще во времена средневековья. Тогда цветные стекла чаще всего использовали для украшения храмов и соборов. Старинные витражи изготавливали из пластин алебастра и селенита. Сейчас уцелевшие со времен V-VI века образцы хранятся в монастыре св. Павла в Англии и в немецком Эльзасе.
Средневекое искусство витража имеет неразрывную связь с зодчеством, которое в те времена было настоящим культом. Витражное дело в эту эпоху имело очень бурное развитие, но настоящий его расцвет пришелся на XII век. Технология изготовления тех времен очень хорошо описана в трактате Теофила. Следует заметить, что она не сильно отличается от техник, которые используют современные витражисты. Основную разницу составляют инструменты, которые сейчас стали более совершенными.
Для усиления цветовых эффектов и придания витражам дополнительной роскоши фактуры средневековые мастера использовали различные несовершенства стекла – бугристость, шероховатости, воздушные пузырьки, не растворившиеся крупинки песка.
Витражное искусство XX века
Для искусства витража XX века характерен переход от монументальной живописи к декоративно-прикладному искусству. Витражи становятся более изысканными. Национальные и религиозные традиции отходят на второй план. А моду на тот или иной витраж стали задавать талантливые художники. Они начали использовать витражное стекло для оформления различных деталей интерьера – потолков, куполов, дверей, разнообразных перегородок. В это же время искусство витража получило распространение и в России.
Подлинные изделия Тиффани – предмет коллекционирования и музейной ценности
На рубеже XIX и XX веков были изобретены новые технологии обработки стекла, что позволило создавать витражные изделия самых различных форм и размеров. Великий вклад в развитие витражного искусства внес американский ювелир и художник Луис Комфорт Тиффани, который изобрел новую технику изготовления витражей. Именно благодаря ей орнаменты, пейзажи, изображения растений и животных стало возможным собирать из крохотных кусочков цветного стекла, а не просто расписывать материал красками. Прежние техники не позволяли добиться высокой детализации за счет малой гибкости соединяющего элементы профиля, а замена его на тонкую фолию не только усовершенствовала инструментарий мастера, но и дала возможность изготавливать объемные витражные изделия
Данная техника получила название «Тиффани» по имени создателя и широко применяется до сих пор. Она позволяет создавать из цветного стекла настоящие произведения искусства. Этот американский художник сумел вернуть утраченную ценность витражей в широком применении, которая была присуща готическим стеклянным изделиям.
Витражное искусство современности
Сегодня, спустя века, витражное искусство остается по-прежнему актуальным. Каждая эпоха вносила в него определенные новшества, делая его совершеннее, и обогащая новыми витражными техниками. Цветное стекло использовали для создания своих работ многие талантливые художники и архитекторы. Известные витражисты: Фрэнк Ллойд Райт, Альфонс Муха, Марк Шагал – выделяли стекло из других материалов и использовали его для создания изменяющихся под воздействием солнечных лучей цветовых эффектов.
Мастера ХХ века внесли свой вклад в витражное искусство
Гениальный испанский архитектор Антонио Гауди при создании своих невероятных строений очень часто прибегал к использованию витражей. С помощью стекла он подчеркивал нестандартность линий и фантастичность форм потолков, пластику окон и куполов своих архитектурных шедевров
Некоторые технологии, используемые в современном витражном искусстве, известны еще с древних времен. Но благодаря научному прогрессу у сегодняшних витражистов появились и новые возможности для изготовления стеклянных изделий и витражных панно.
Актуальность витража в наши дни обусловлена требовательностью людей к эстетичности и экологичности интерьеров, а также практичностью всех его элементов. Витражное стекло не требует особого ухода, является достаточно долговечным и способно стать украшением абсолютно любого помещения.
Еще одним преимуществом витража можно назвать его способность придавать помещению невероятную атмосферу волшебства, делая при этом интерьер стильным и утонченным. Людей всегда восхищала изысканность стеклянных картин, они приходили в восторг, рассматривая эти произведения искусства. Но если раньше позволить себе такую роскошь могли лишь представители обеспеченных слоев общества, то сегодня витражные изделия доступны практически всем. Практически каждый может позволить себе наслаждаться этими великолепными художественными изделиями, не выходя из дома.