История витражей

История витражей занимает в искусстве особое место благодаря уникальным свойствам стекла и витражных техник. Если картины, фрески и иллюстрации к манускриптам воспринимаются только в отраженном от их поверхности свете, то витражи в любом виде применения передают насыщенность оттенков и красоту рисунка за счет проникновения световых лучей в материал, в котором они распределяются на спектральные оттенки.

Первые упоминания о витражах в истории

средневековый витраж 
 

Цветное стекло известно нам еще из глубины веков: еще первые цивилизации вместе с открытием бронзы придумали способ получать совершенно новый материал – стекло. Шумеры использовали стекловидную глазурь для украшения конической черепицы возводимых храмов. Древние египтяне в начале второго тысячелетия до н.э. использовали намотанное спиралью цветное стекло для изготовления сосудов.

Римляне и греки создавали оригинальные изделия из катанного цветного стекла, примером которых могут служить резные цилиндрические кубики или вазы миллефьоре. Техника выдувания стекла была изобретена в I веке до н.э. в районе Сирии и благодаря этому открытию производство стекла вышло на новый этап. В древнем Риме выдувные цветные пластинки стали вставлять в окна домов знати.

История витражей начала христианской эпохи

византийский витраж 
 

Но история витражей, которые мы видим сегодня, началась только в эпоху христианства. Из сохранившихся литературных источников можно сделать вывод о том, что витраж в период зарождения христианства представлял собой набор разноцветных стеклянных кусочков различных размеров, которые при помощи замазки закреплялись в прорези каменных или деревянных досок. Служили они для украшения оконных проемов. Ярким примером той эпохи являются византийские витражи, которые украшали первые христианские храмы.

В торжественных стихах епископа Фортуната (VI в.) можно услышать хвалебные фразы мастерам, которые украшали церковные базилики цветными стеклами, и узнать о невероятной красоте окон Парижского собора в свете первых солнечных лучей. Поэт Пруденций, живший в Риме в IV-V веках, сравнивает цветные стекла в окнах базилики апостола Павла во дворе императора Гонория, с лучом весеннего солнца, который усеян яркими цветами. Кроме того, первые средневековые прототипы витражей служили украшением окон храмов в Галии, а потом появились в Англии и Германии.

Лучезарность первых витражей отвечала ранним христианским понятиям о связи между светом и духом. И витраж воспринимался в качестве посредника между земным и божественным миром. Завораживающая красота световых лучей, распространявшаяся на все кусочки цветного стекла воспринималась в качестве божественной силы и любви. История витражей, к сожалению, не донесла до наших дней практически ни одного целого экземпляра из этой эпохи (до XI в.).

История витражей романского периода (XI-XII вв.)

витраж романского периода 
 

В XI веке витражное искусство совершает огромный скачок в развитии. Новые культурные и научные открытия выводят на новый уровень возможности архитектуры. Благодаря изменению традиционного внешнего образа храмов, витражное стекло стало использоваться как великолепное изобразительное средство для их украшения.

Именно романские витражи приобретают современную классическую форму – кусочки цветного стекла, соединенные при помощи металлического профиля. Это было достигнуто благодаря открытию способа производства тонких листов стекла, возможности использовать свинцовый профиль и разделению труда на мастеров по изготовлению витражей и производителей стекла.

Впервые технику средневекового витража описал в 1100 году немецкий монах Теофил. На первом этапе компоновалась шихта для плавления стекла. Для снижения температуры плавления кремния мелкий речной песок смешивали с поташью из пережженной древесины бука и известью. Одним из лучших примеров техники того времени можно считать в витражи в храме Святой Софии, который был построен в Константинополе.

Варили стекло в сферических печах, а вместо тиглей использовали глиняные горшки. Порошки из окисей металлов, которые использовались и для приготовления красок, смешивались с расплавленным стеклом, что позволяло добиться получения нескольких спектральных оттенков. При использовании окиси кобальта получался синий цвет, марганец давал пурпурный оттенок, медь и железо – зеленый. Для того чтобы добиться рубинового цвета стекло «отжигали», нанося на белый лист материала, тонкий слой с содержанием двуокиси меди.

Получить бесцветное (белое) стекло в средние века было достаточно сложно. Это объясняется техническим несовершенством той эпохи. Цвет материала обычно имел голубоватый или желтоватый оттенок. Жидкое стекло или чугун варили небольшими порциями, а пластинки выдували двумя разными способами. Первым этапом каждого из них являлось выдувание из комка (наборки) необходимой формы, которая впоследствии подвергалась дополнительной обработке. Но в первом случае от стеклянного цилиндра отделялись небольшие элементы (халявы), которые разрезались и выпрямлялись в горячем виде, а во втором получали «кронглас». Для этого выдували шар (баночку), который затем протыкался напротив выдувного отверстия и, быстро вращая трубку, распрямляли его под воздействием центробежной силы. Любой из этих способов являлся достаточно сложным и кропотливым, что делало стоимость средневековых витражей достаточно высокой.

В XIII веке в одну витражную панель могло входить несколько сотен цветных стеклянных кусочков, различных по размеру. Очень часто они имели изъяны, например, пузырьки воздуха, затемнения, неровные края. Но именно благодаря этим несовершенствам, с помощью которых изображению придавалась характерная лучистость, витражи средневековья имеют свою особую прелесть.

Витражисты средневековья создавали макет изображения в натуральную величину на отражающей матовой поверхности, которой могла служить, например, выскобленная доска. После этого к рисунку подбирались необходимые кусочки стекла и из полученной мозаики брались элементы, которые необходимо было подвергнуть художественной росписи. Для нее использовались матовые эмалевые краски на основе окиси железа или меди, которые смешивались с растертым стеклом и натуральным клеем (смола, камедь), что необходимо было для связки компонентов. Готовые элементы повторно обжигались в печи, чтобы нанесенный рисунок сплавился с поверхностью стекла.

Кусочки мозаики скреплялись и удерживались на одном месте с помощью узких H-образных свинцовых переплетов. Высота окон в романский период достигала 6 метров, поэтому для прочности конструкции и удобства установки витражи делили на несколько панелей. Каждая из них закреплялась на наружной металлической решетке и на внутренних горизонтальных перекладинах, которые защищали стекло от соскальзывания и прогибания. Размеры, цветовая гамма и качество цветного стекла были ограничены техническими возможностями, но при этом первые мастера умудрялись создавать настоящие шедевры, которые сейчас занимают свое достойное место в истории витражей.

Лучшие витражи Романской эпохи

витраж романской эпохи 
 

Одним из самых ранних уцелевших образцов витражного искусства романского периода является голова Христа из Вейссембургского аббатства Эльзаса. Образ, нарисованный на прозрачном стекле выразительными коричневыми линиями, невероятно загадочен и с первого взгляда приковывает к себе внимание. Теневые участки выделены более слабым оттенком того же цвета. Позже были созданы цветные формы этого фрагмента, но где первоначально находилась эта работа, никто не знает. Существует мнение, что она могла быть элементом витража фигуры Христа на небесном престоле.

Еще одной великолепной работой, дошедшей до нас с того времени, является витражная группа из четырех ветхозаветных пророков, которая находится в Аугсбургском соборе. Она была создана на рубеже XI и XII веков. Фигуры достаточно хорошо сохранились и представляют собой один из самых ранних экземпляров витражей в свинцовых переплетах. На создание этой работы сильное влияние оказали иллюстрации к манускриптам. Вполне возможно, что этот шедевр был создан в Тегернзеенском аббатстве, находящимся недалеко от швейцарской границы.

Расцвет витража романской эпохи стал возможен благодаря изменению традиционных канонов архитектуры храмов, которое произошло в XII веке. Традиционные французские витражи, расположенные в западной части страны, в соборе Ле Манс, отличаются от своих предшественников. Примером может послужить витраж «Вознесение Христа», созданный в 1130 г, который отличен от более ранней композиции, расположенной в Аугсбургском соборе. Это свидетельствует о том, что изображения человеческого тела в течение буквально одного поколения стали более живыми и органичными.

Архитектура храмов, возведенных около 1130 года, имеет более тяжелую структуру. Соборы в Шартре и Пуатье имеют необычные огромные окна. Типичным ансамблем при этом являются три окна, расположенные в западной или восточной части храма, которые символизируют Святую троицу. На западных окнах церкви в Шартре можно увидеть сцены из жизни Христа, его земные страдания и родословную. В Пуатье основной фокусной точкой является витраж «Распятие и Воскресение», который имеет 6-метровую высоту. С обеих сторон от него находятся витражные окна, которые рассказывают истории апостолов Петра и Павла. Их бледные оттенки символизируют жертву Христа при жизни и напоминают о путях человеческого спасения. Выражение божественного начала с помощью гармонии света и цвета, которое так характерно для готических соборов, в середине XII века получило свое первое экспериментальное выражение именно в соборе в Пуатье.

Витражи в готическом стиле (XII-XV вв.)

готический стиль 
 

Переход к готическому стилю создания витражей произошел благодаря аббату Сугерию, который руководил возведением аспиды королевской церкви в аббатстве Сен-Дени в 1144 году. По всей площади церковного окна была заполнена рядом вертикальных витражных медальонов и ронделей. Каждый медальон хранил в себе один из ключевых моментов истории, выраженный достаточно живо и ритмично, что было не присуще статичным изображениям в романском стиле. Благодаря ясной архитектонике, все изображенные сцены имеют объемный и монументальный вид.

Цветовая схема достаточно сложная, при этом наложение фигур создает довольно примитивное, но в то же время отличное ощущение глубины пространства. Сюжеты выглядят и воспринимаются по-новому. На витраже в аббатстве Сен-Дени можно было увидеть описания жизни и родословные святых, и возможно, историю Карла Великого и первый Крестовый поход.

Именно благодаря задумке Сугерия передавать исторические события в оконных медальонах очень сильно повлияло на осмысленность и историческую ценность витражных сюжетов второй половины XII века. Религиозные образы на цветном стекле теперь представляются по-новому: в виде рукописных текстов, в которых описывается жизненный путь и подвиги святых.

Благодаря архитектурным новшествам, конструкция крытой галереи в Сен-Дени включила в себя еще больше окон, которые заменили ненужные стены между колоннами под остроконечной аркадой с ребристыми сводами. Аббат Сугерий сумел объединить божественный и природный свет в единое целое. Лучи солнечного света, попадая на витраж, делали его великолепным. Как сказал сам мастер, внутренняя отделка аббатства приводила его в состояние между славой небес и земным позором.

Стиль, который придумал Сугерий очень быстро заменил романский период в истории витражей, на готический. Он стал очень широко развиваться в Англии и Франции. Кроме этого, он использовался для создания трех больших фасадных окон в соборе в Шартре, в 1145-1150 годах, которые можно отнести еще к поздней романской эпохе. Такие окна очень напоминают стиль, который использовался в Сен-Дени. Данное направление в искусстве очень широко распространилось среди мастеров по изготовлению стекла в Англии и Франции, где во второй половине XII века начинается работа над созданием Йоркского собора.

Первые витражи в Европе, выполненные в чистом готическом стиле, были расположены в соборах Нотр-Дам – Парижа и Кентербери. Первые хоры в нормандском Кентербери в 1174 году сгорели и были выстроены снова в своеобразном, но величественном стиле, присущем ранней готической эпохе. После двух перестроек Кентербери в 1178-1206 годы и 1213-1220 годы, хоры часовни Святой троицы, аспиду и усыпальницу Томаса Беккета стали украшать большие новые окна, расписанные историческими сюжетами. При оформлении склепа мастера, которые были, скорее всего, англичанами или французами, изобразили первые повествования о современных событиях.

собор Нотр-Дам де Пари 
 

В первой половине XIII века были заложены практически все великие готические соборы и многие из них были возведены. Большая их часть сохранилась до наших дней и стала для общества идеальной формой для божьего храма. Архитектура готических построек значительно отличается от массивных статических знаний романской эпохи. В конце XII века конструкции соборов были основаны на чередовании остроконечных арок, вертикальных шпилей и ребристых сводов. Снаружи они опирались на аккуратные контрфорсы, а верхние этажи церквей не были перегружены опорами. Впервые за всю историю церковной архитектуры основным элементом интерьера стал свет.

Такое видение конструкции и соотношений между окнами и стенами стало настоящим переворотом в северно-европейской архитектуре и преобладало в течение трех последующих веков. Хорошо продуманное освещение готических соборов обеспечивало идеальное восприятие связи мира и духовности в средние века. Конфликт между добром и злом привязывал готические храмы к земле, но они всеми силами старались подняться ввысь к свету и символизировали собой духовное великолепие.

Витражи собора в Шартре

Собор в Шартре является одним из самых ранних архитектурных памятников подлинной готики. В нем полностью представлена бесконечная сила и великолепие витражей, которые идеально вписались в окружающую их готическую архитектуру. Эти соборы, а также некоторые храмы Бурже, сохранили большую часть первозданного остекления до настоящего времени. Воплощенные в Шартре новые идеи готической архитектуры помогли объединить конструкцию и внутреннее убранство собора в единую концепцию. Каждая часть храма, будь то фасад, трансепт, неф или хоры обогатилась яркими образами пейзажей. Окна и витражи Шартрского собора разрывают сумрак внутреннего пространства и становятся его ярким, играющим в лучах света, акцентом.

витаж собора в Шартре 
 

Использование разнообразных конструкций окон в Шартре, стало примером, который широко использовали при последующем строительстве соборов и церквей. Их стали устанавливать по схеме «латинского креста» или «креста». В нижних боковых окнах Шартра были описаны самые различные темы, от жизни Богородицы, до истории Карла Великого. Выбор тем напрямую зависел от интересов жертвователей средств на их создание.

Одним из главных украшений соборов того времени являются «окна-розетки». В Шартре их три: в самой верхней части западного фасада и на поперечных нефах (трансептах). Работа над созданием таких декоративных элементов являлась достаточно сложной не только с технической стороны, но и в символическом плане. Главной фигурой сюжета являлись Христос или Дева Мария на небесах, которые всегда были окружены символическими концентрическими рядами.

Окна-розетки можно назвать одним из самых изысканных достижений духовной выразительности средневековья. Эти работы назывались «глазами небес», благодаря смешению в них символического и реального. Они представляли Христа и Деву Марию, как истинных источников веры и спасения. Форма окна-розетки была максимально приближена к священному символу Вселенной - мандале. Конструкция имела точный математический расчет, который усиливал чистоту и гармонию божественного начала. Благодаря этим качествам, такое окно считалось указателем пути к познанию истины и спасению.

Готические витражи средневековой Франции

В XIII веке еще несколько крупных соборов, например Сансе или Бурже, были полностью укомплектованы витражами. И в это же время в искусстве и архитектуре произошли значительные изменения, в результате которых над постройкой и украшением храмов во Франции стали работать не странствующие мастера, а величайшие художественные таланты своего времени.

В годы правления Людовика IX (1200-1270) великолепие и утонченность отделки иллюстраций манускриптов и малых металлических форм объединилось в широких рамках наружной соборной архитектуры. Благодаря этому родилась уникальная красота рафинированной изысканности. Подход французов к искусству как к жизненной необходимости зародился именно в начале XIII века. «Дворцовый» стиль добавил витражам невероятную утонченность и изысканность отделки, а также нежную гармонию в цветовых сочетаниях.

Радикальные изменения в архитектурной конструкции окон были определены стремлением зодчих к достижению максимальной пропорциональности стеклянных поверхностей помещений. Благодаря уменьшению толщины внешних контрфорсов, хоры заложенного в 1230 году Амьеннского собора, имели максимальную высоту и ширину окон. Причем «ажурные» каменные переплетения, которые обрамляли верхний ряд оконной группы, отличала затейливость орнамента. Ансамбли нефов в соборах этого периода постройки имели подчеркнуто линейную систему пропорций и вертикальную акцентуацию. Проникая через заключенные в тонкие и каменные переплетения стекла, свет превращался в вездесущую субстанцию.

старинный французский витраж 
 

Благодаря излучающим свойствам окон данного периода появился новый термин «лучистость», который обозначал возбуждающее действие цвета и света на монументальном уровне. Насыщенные красные и синие оттенки Шартра были заменены на более легкие и менее контрастные лучистые окна. Создатели витражей полностью изменили выразительные возможности стекла и стали использовать новые типы оконных проемов. Чуть позднее была придумана новая форма остекления – гризайль. Витраж состоял из палитры тонально разграниченных светлых оттенков стекол и использовался в затемненных помещениях со сложной конструкцией для того, чтобы обеспечить им лучшую освещенность.

Живописный лучистый стиль был выражением великолепного урбанистического искусства королевского двора Парижа. Изысканные готические французские витражи стали началом нового архитектурного стиля, который в любой момент мог быть оторван от национальных традиций. Готическое искусство из Франции пришло в Германию, а затем распространилось в государствах Центральной Европы и в Северной Испании.

Вторая половина XIII века ознаменовалась увеличением размеров и использованием новых архитектурных конструкций, что еще больше повлияло на изменение «дворцового» стиля в витражах готической эпохи. Масштабные архитектурные композиции стали разбивать на большее количество окон, применялось все больше видов витражных техник, в том числе и гризайль. Отличительным признаком витражей этого столетия является высокая светопроницаемость, поверхностная текучесть и живописность изображения.

старинный французский витраж 
 

Высоту верхних окон подчеркивали внутренние перегородки из камня (средники), которые располагались вертикально, что очень повлияло на принцип размещения фигур. Помимо исторических медальонов с элементами повествования, мастера-витражисты все чаще обращаются к пространственным композициям. Благодаря отмене размерных ограничений, выбор сюжетов для создания витражей стал свободнее. Очень популярны были в то время «балдахинные фигуры», наполненные элементами драматизма, а к традиционным библейским сюжетам и историям о великих королях прибавились повествования о современных европейских монахах. Изменилось и обрамление оконных витражей: незатейливые формы сменились на огромные замысловатые балдахины из цветного стекла. В одном окне могло поместиться сразу несколько вертикально расположенных фигур.
 

С началом XIV века парижский архитектурный стиль стал более облегченным и абстрактным, но при этом достаточно скромным и учтивым. Художники, вдохновленные античными образами, стали придавать фигурам изогнутые позы и заниматься трансформацией структуры тела в искусственное сочетание элегантной грациозности и интимности. Эти изменения произошли по всей Европе, что привело к созданию единого интернационального стиля.

Подробнее о французских витражах.

История витражей эпохи Ренессанса (XV-XVI вв.)

Катастрофические события, произошедшие в XIV веке, такие как Черная Чума и столетняя война между Францией и Англией, привели к интеллектуальному возрождению Европы. К началу XV века противостояние между «духовным» и «светским» разрешилось в пользу последнего.

Используемые витражные технологии стали более совершенными. Благодаря открытию серебряной протравы произошел настоящий переворот как в технологическом, так и в эстетическом развитии этого вида искусства. У мастеров появилась возможность наносить четкие насыщенные оттенки прямо на поверхность стекла. Покрытие материала тонким слоем нового раствора давало возможность получить самые различные оттенки желтого и оранжевого, что позволяло отлично передавать красоту золотых элементов рисунка. Кроме яркости и декоративности, окрашенные этим составом детали, гораздо лучше отражали свет. Открытие технологии серебряного травления сыграло огромную роль в развитии дизайна витражей позднего готического периода и эпохи Ренессанса.

витражи эпохи Ренессанса 
 

С уходом эпохи готики витражи остались по-прежнему востребованными в изобразительном искусстве Северной Европы, но источником вдохновения теперь была не Франция, а Италия. Джотто и его последователи, работающие в Риме и Флоренции, старались придавать своим творениям ощущение пространства, тем самым совершив революцию в передаче объема и композиции. Это отчетливо видно на окнах церкви монастыря францисканцев в швейцарском Кенигсфельдене. Там внедряемые новшества были дополнены более детализированными местными стилями.

Можно отметить и знаменитые окна часовни Бессерер в Ульм Минстере, которые были созданы в Германии Гансом Акером в 30-е годы пятнадцатого столетия. Их цвет гармонично сочетается с формой, а итальянский художник Беллело да Павиа работал над созданием нового готического собора Милана. Он создал великолепные фигуры пророков и другие образы, которые были выполнены в достаточно интимном ключе. Начало XVI века ознаменовалось смешением традиций южного классицизма и северного реализма в единый и привлекательный стиль Высокого Ренессанса.

Роль Италии в создании витражей эпохи ренессанса

Итальянские витражи не всегда совпадали с рациональным мышлением классических мастеров. Этот жанр не был распространен здесь также как на севере, но большинство созданных в тот период в Италии работ являются очень оригинальными и изысканными. Художники, для которых основным занятием была скульптура или живопись создавали шедевры, сравнимые с работами мастеров, занимающихся исключительно витражом. Известные итальянские скульпторы и живописцы Паоло Уччелло Андреа дель Кастаньо, Гиберти и Донателло создали невероятной красоты эскизы для производства панорамных окон, окаймляющих барабан купола знаменитого Флорентийского собора. В своей работе они использовали практически все изобразительные принципы ранней эпохи итальянского Ренессанса. Вполне возможно, что к созданию цветовых акцентов и контрастов авторы привлекали мастеров-стеклоделов, которые занимались составлением окон.

Наиболее прекрасным новшеством Раннего Ренессанса были медальоны серебряного травления, которые редко достигали больше 30 см в диаметре. Первые подобные работы появились в Англии, но очень быстро распространились и в низинах Фландрии, где стали неотъемлемой частью стекольного искусства.

Последний расцвет витражной техники в Средневековье

итальянский старинный витраж 
 

Последний расцвет витражей средневековья произошел в первой половине XVI столетия. За это время было произведено невероятное количество стекла для витражей. Несколько поколений художников XVI века создавали свои работы в едином техническом стиле. Благодаря плеяде бессмертных мастеров Италии: Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело в эпоху Высокого Ренессанса была навсегда изменена концепция визуального Европейского искусства. В своих работах они идеально совместили человеческую духовность и божественное начало. Они полностью изменили принципы классического искусства и материализовали в нем гуманистические устремления. Именно эти гениальные творцы оказали огромное влияние на первых русских витражистов и всю историю витража в России.
 

Как и все жанры изобразительного искусства, витраж в эпоху Высокого Ренессанса попал под влияние идей, принесенных из Италии. Многие талантливые художники, в том числе и Альбрехт Дюрер очень удачно использовали их при создании своих работ. Совмещение южных традиций с уникальным духом севера, который еще был отмечен влиянием поздней готики, позволило реализовать самые невероятные идеи применения витражного стекла. Высокий Ренессанс можно назвать смешением реализма, куртуазности и декоративности северно-европейского искусства с монументальностью форм и рациональностью пропорций. Работы, созданные в этот период, сочетали в себе показное великолепие, величие и огромную силу изобразительного искусства.
 

витраж эпохи Ренессанса 
 

Стилистическое обновление стекла для витражей в эту эпоху достигалось с помощью значительно усовершенствованных технологий. Были увеличены размеры, чистота и прозрачность белого и цветного стекла, а также внедрена техника красной гематитовой протравки для ярко окрашенного стекла помимо существующей серебряной. Увидеть эффект применения данной технологии можно, познакомившись с творчеством Энграна, принца Бове. Он создавал уникальные витражи, которые во многом определили творческий уровень данного региона. Его композиции были часто основаны на эффекте золочения, который достигался применением серебряной протравки. Примером одной из лучших его работ является витраж «Дерево Иессея», которым было украшено окно в соборе святого Этьена в Бове. Мерцающий блеск протравки идеально гармонирует с окружающим его насыщенным красным и синим стеклом.

Больше информации о витражах Средневековья.

Эстетические и технические нововведения, которые появились в начале XVI века, позволили упорядочить и уменьшить количество переплетов как в эскизах, так и в готовых окнах. Тяжелые и искривленные линии ограничивали впечатление от просмотра витража. Для того чтобы добиться лучшей сочетаемости зрительных эффектов, использовались травление, пескоструйная обработка и нанесение непрозрачной эмали на всю поверхность материала. Но для большинства работ основой продолжало служить традиционное цветное стекло. При создании витражей в начале XVI века использовалось огромное количество различных технологий и материалов, которые позволяли добиться создания самых сложных визуальных эффектов. Художники старались передать гармоничность замысла за счет цветовых и световых решений, а не путем искажения форм и эмоциональности изображений.

середневековый витраж 
 

В Голландии и Фландрии в эпоху ренессанса в моду вошли поистине величественные пропорции. Размещение в Брюсселе двора священной Римской империи привело к безграничному увеличению размеров окон. Первое из знаменитых гигантских окон, расположенное друг напротив друга в трансепте Брюссельского собора, было спроектировано фламандским живописцем Бернардом ванн Орли. Оно было установлено в 1537 году и изображало изысканную триумфальную арку, под которой величественно стоял император Карл V. Используемое в нем слоистое стекло прошло тщательную пескоструйную обработку, которая подчеркнула богатство синего фона и совместила его с божественным началом. Это работа по праву является одним из величайших достижений витражного искусства шестнадцатого века.

Дирк и Вутер Крабеты – знаменитые братья из Нидерландов стали основоположниками такого же грандиозного, но менее декоративного стиля. Эти талантливые витражисты постоянно развивали традиции эпохи зрелого итальянского Ренессанса. Ими было спроектировано и создано несколько окон для церкви Иоанна в Гоуде. Для этого же храма Дирк Крабет создал композицию «Изгнание Илиодора из храма», в которой отлично соединяются энергичный фон и повествование двух фресок Рафа.

В дальнейшем развитие техник и применения витражей продвигалось более быстрыми темпами. Максимальное влияние на формирование методов витражного искусства было оказано в ХХ веке. Предлагаем узнать об этом больше из статьи о витражном искусстве ХХ века.